И вздрогнули в сердцах живые струны…

И вздрогнули в сердцах живые струны…

В преддверии Дня памяти М. Ю. Лермонтова, который отмечался 27 июля, в Доме Алябьева — отделе музея «Домик Лермонтова» открылась выставка «И вздрогнули в сердцах живые струны…», посвященная 185-летию самой известной беседки России — «Эоловой арфе». Беседка «Эолова арфа», безусловно, лермонтовское место в нашем городе. Оно снова и снова заставляет нас вспомнить последние дни жизни поэта в Пятигорске, события, связанные с ними.

Буквально за неделю до гибели М. Ю. Лермонтова на роковой дуэли в Гроте Дианы, в парке «Цветник» состоялся бал по подписке. Первый биограф поэта
П. А. Висковатый писал, что на вечере, устроенном молодежью в Николаевском цветнике накануне этого трагического события, «во время одного антракта кто-то играл тихую мелодию на струнном инструменте, и Лермонтов уверял, что он приказал перенести, нарочно для этого вечера, «Эолову арфу» с «бельведера» выше Елизаветинского источника».

Сегодня знаменитая беседка не только является одной из достопримечательностей Пятигорска, но и стала своеобразным символом города. Расположена «Эолова арфа» на скалистом уступе горы, на месте бывшего казачьего сторожевого поста. Местоположение ее очень удачно — даже в самый жаркий день здесь всегда ощущается небольшой ветерок. Поэтому беседка вполне оправдывает свое название. А названа она в честь бога Эола из античной мифологии — повелителя ветров. Древние римляне считали, что все места имели опекуна — своего духа. Ландшафтная архитектура широко использует эту идею. Вероятно, заметив, что здесь находится скала, почти всегда продуваемая ветром, первые архитекторы Пятигорска, братья Бернардацци, решили построить на высшей точке Михайловского отрога Машука малую архитектурную форму, связанную с именем Эола, делая акцент на классическое наследие.

Впрочем, если искать аналоги этому сооружению, следует вспомнить, прежде всего, храм Эола, или Башню ветров, находящуюся неподалеку от известной Римской Агоры (рыночной площади, являвшейся местом общегражданских собраний) в Афинах. Ее изображение помещено на музейной выставке. Если коснуться темы о прообразах-архетипах, вдохновивших Бернардацци, нужно обратиться к форме античного круглого храма. Поэтому неслучайно в рамках выставочного проекта посетители музея могут увидеть, как выглядят руины храма Сивиллы или же храма Аполлона в Дельфах.

Сегодня беседка «Эолова арфа» в Пятигорске сама стала предметом поклонения. Многие художники и поэты обращались к ее образу в своих произведениях. Копии работ В. П. Васина, В. А. Куликова,
В. Бабикова, представленные на юбилейной выставке, помогают осмыслить художественное воплощение архитектурной формы, попавшей в свое время в поле зрения М. Ю. Лермонтова — и писателя, и художника. О ней есть строки в повести «Княжна Мери»: «На крутой скале, где построен павильон, называемый «Эоловой арфой», торчали любители видов и наводили телескоп на Эльбрус…». Поэт также схематично изобразил беседку на своем рисунке 1840 года из так называемого «Чеченского альбома».

Интересно, что павильон, построенный в стиле античного храма, получил свое название именно благодаря воздушной арфе, этому загадочному и древнему струнному музыкальному инструменту, который, хоть и был здесь утрачен во второй половине XIX века, остался в наименовании беседки. Древний музыкальный инструмент (струнный эолофон) устанавливался таким образом, чтобы обеспечить максимально возможный доступ ветру.

Сюжеты с «Эоловой арфой» были чрезвычайно популярны в период романтизма. Они прослеживаются в балете, живописи, литературе. Можно предположить, что они вспоминались современниками М. Ю. Лермонтова при взгляде на «маленький храм» Эола в Пятигорске.

И сегодня здесь обитает подлинное чудо музыки и поэзии. Мир природы, истории и поэтического «я» так тесно слиты, что словно образуют новое измерение, где все живет и говорит на языке загадочных, но в то же время прозрачных образов-откровений.

Мистический символ поэтической родины Лермонтова. Так, как для каждого поэта родина — его стихи, то место, где они рождались, как для каждого музыканта его родина — это музыка.

Струна, звучащая стихами, продолжает покорять души наших современников.

Екатерина Соснина.