Последний русский классик рубежа двух веков (к 145-летию И. А. Бунина)

Совсем недавно «Пятигорская правда» отметила 145-летие со дня рождения А. И. Куприна, а сегодня мы предлагаем нашему читателю краткий очерк о его ровеснике и друге, тоже большом русском писателе — Иване Алексеевиче Бунине, который также родился в 1870 году, 22 октября.

 

Взыскательный мастер, обладавший острой наблюдательностью, художник, произведения которого поражают богатством, ясностью и чистотой поэтического языка, Бунин завершает целую плеяду классиков золотого века отечественной литературы. Бунин прожил огромную творческую жизнь: первые его произведения были написаны, когда их автору не было и 16 лет, а смерть прервала работу всемирно известного писателя над книгой о Чехове в возрасте 83 лет. Таким образом, творческая биография Бунина длилась без малого 70 лет.

 

Крупнейший представитель словесного искусства, бескорыстно, целомудренно любивший Родину, воспевший ее всем своим творчеством, Бунин был подлинным подвижником русской литературы, а его литературное наследие — наше национальное достояние.

 

Бунин родился в Воронеже, в старинной обедневшей дворянской семье. Его детство прошло в фамильном имении — на крошечном хуторе Бутырки Орловской губернии среди «моря хлебов, трав, цветов, в глубочайшей полевой тишине». Первые впечатления будущего писателя были тесно связаны с полем, с мужицкими избами. «Явились друзья, — вспоминал он, — и порой я по целым дням стерег с ними в поле скотину». Эта близость к крестьянам породит позже такие исполненные сердечной теплоты и сочувствия бунинские шедевры, как повести «Деревня» и «Суходол».

Под руководством старшего брата Бунин получил хорошее домашнее образование. Однако бедность семьи заставила молодого Бунина покинуть родовое гнездо и отправиться на заработки. Словно перекати-поле кочевал он по всей России, работая то корректором в газете, то библиотекарем, то статистиком. Все это позволило ему близко познакомиться с радостями и печалями простого народа…

 

Литературную деятельность Бунин начал как поэт еще в отрочестве. Первое стихотворение было опубликовано в 1887 году, а уже в 1891-м вышел первый сборник стихов, лейтмотивом которых было радостное упоение жизнью, тишиной усадьбы, окружающей природой, особенно осенним пейзажем. Осень не случайно была любимым временем года Бунина, как и Пушкина: время увядания наиболее подходит к светло-грустным воспоминаниям о безвозвратно ушедшем. «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — писал А. Блок, — мало кто умеет». И в дальнейшем творчестве (и в стихах, и в прозе) Бунина мы встречаем бесчисленное количество картин русской природы, которым автор уделяет главенствующее место.

 

В начале 90-х годов появляются первые рассказы Бунина. Но уже с середины 90-х «начинается» настоящий Бунин-художник: в его прозе, музыкальной, как стихи, отражается дыхание полей и лесов — картины, выписанные с необыкновенной зоркостью. Вместе с тем решительно расширяется тематика его произведений: он начинает разрабатывать проблемы социального характера. Героями его рассказов становятся «маленькие люди», крестьяне, придавленные «нуждишкой». Автор искренне любит своих деревенских друзей — забитых, замордованных, но сохраняющих врожденное чувство доброты, жизнелюбие и благородство («Танька», «Вести с родины», «Антоновские яблоки», «Золотое дно» и др.).

 

Большое влияние на Бунина оказал М. Горький. Он сразу угадал в молодом писателе большой художественный талант и очень высоко ценил его произведения, а благодарный Бунин, опубликовав сборник «Листопад», посвятил своему наставнику поэму сборника под тем же названием.

 

С выходом в свет новых рассказов и сборников талант Бунина достигает своего рассвета, писатель завоевывает свое самобытное место в художественной жизни России, получает всеобщее признание, о чем свидетельствует присуждение ему в 1903 году Российской академией наук Пушкинской премии — высшей награды в области литературы, а в 1909 году он избирается ее почетным членом.

 

Высшей точкой творческого подъема Бунина в это время стали его повести «Деревня» и «Суходол». В них он реалистически показал русское крестьянство без прикрас, во всей наготе его существования, как жертву помещичьего произвола, варварской дикости распадающегося дворянства. Сам автор рассматривал «Деревню» как книгу о России, а М. Горький подчеркивал: «Деревня» Бунина была толчком, который заставил разбитое и расшатанное русское общество серьезно задуматься уже не о мужике, не о народе, а над строгим вопросом — быть или не быть России».

 

Длительные путешествия, которые Бунин предпринял по странам Востока, значительно расширили круг наблюдений писателя и дали ему материал для создания произведений, направленных на разоблачение «достижений» капитализма, — рассказов «Братья», «Сны Чанга» и «Господин из Сан-Франциско». В первом он показал бесчеловечную эксплуатацию английскими хищниками-колонизаторами туземцев Цейлона, а в третьем вскрыл бессмысленность жизни одного из типичных представителей паразитирующего американского высшего общества, обнаружив при этом настоящую прозорливость…

 

Однако писатель-демократ оказался бессильным понять смысл событий в родной стране: Октябрьскую революцию он встретил откровенно враждебно и в 1920 году эмигрировал за границу, во Францию, где и прожил до конца своей жизни. Покидая родину, он написал свой антисоветский дневник, в котором время своего недолгого пребывания в новой России окрестил как «Окаянные дни». Умер Бунин в 1953 году Нобелевским лауреатом, заслужив мировое признание. Вдали от родины талант писателя не угас, ибо чувствами и мыслями он был нерасторжим с Россией, и его творчество периода эмиграции не только не утратило своей художественной силы, но обогатилось новыми замечательными достижениями, среди которых выделяются автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», повесть «Митина любовь» и сборник новелл «Темные аллеи».

«Жизнь Арсеньева» — самое выдающееся произведение Бунина в его зарубежном творчестве. Судьба героя романа воссоздана автором на фоне старой России, которая предстает как великая и чудесная страна. А «Темные аллеи» — единственная в отечественной литературе книга, где все 38 новелл посвящены чувственной любви. Да и созданные Буниным на закате дней мемуарно-философский трактат «Освобождение Толстого», воспоминание о Чехове, статьи на литературные темы тоже отмечены талантом.

 

Бунин в полной мере испытал горькую участь писателя-эмигранта. Он жестоко страдал от чувства одиночества и тоски по родине и собирался возвратиться, как и его друг Куприн, домой. Но все его планы были разрушены начавшейся войной.

 

Творческое наследие Бунина — огромный вклад в русскую литературу. «Бунин по времени последний из классиков отечественной литературы, чей опыт мы не имеем права забывать», — подчеркивал А. Твардовский. Да, по своему художественному мышлению, изобразительности, психологическим открытиям Бунин на удивление современен, и его произведения сохраняют для нас большую познавательную и эстетическую ценность.

 

Анатолий КОРКИН