Аура первой школы

С самого раннего детства любила я играть
«в школу». Рано научившись читать, собирала мальчишек нашего двора шести, семи, восьми лет и учила их чтению.
Один из этих ребят до сих пор здоровается со мной так: «Здравствуйте, тетя Зина».
Я смеюсь, потому что ему уже 83 года,
а я-то помоложе, и он называет меня
своей первой учительницей. Горжусь!

Когда я сама стала школьницей, то полюбила школу еще больше: и семилетку
№ 8, и десятилетку № 6. Прекрасные учителя, интересные уроки, хор, танцы, драмкружок, а еще — верные подруги, которые остались такими на всю жизнь.
После пединститута работала в школах
№№ 18, 17 и вот уже 42 года — в первой школе. Люблю ребятишек, коллег, тишину школьных коридоров, когда идут уроки, и гомон, смех, «броуновское движение» во время перемен.
Моя основная работа сейчас — это руководство Музеем истории школы. Здесь и поиск, и переписка, и оформление материалов, и подготовка юных экскурсоводов. Особенно оживилась работа всего коллектива: учителей, учащихся, выпускников, родителей — в 2016 году, потому что этот год для школы юбилейный, и осенью мы будем праздновать ее 150-летие.
Многих, и меня, конечно, первая школа притягивает особой аурой. И дело не только в знаменитых выпускниках, хотя у нас более десяти академиков, не говоря уже о С. Михалкове, Г. Боровике и К. Шатило.
Дух старых стен одного из красивейших зданий города не позволяет проводить какие-то мероприятия для галочки, а только «на чистом сливочном масле», по меткому выражению одного из наших руководителей. Вот несколько примеров.
11 января — день освобождения Пятигорска от фашистских оккупантов. Уверена, что во всех школах отметили этот день. Но у нас один день соприкосновения сердец ребят с трагической и славной страницей истории Отчизны оставил глубокий след. Не просто рассказ, лекция, сообщение, но истинное действо. В актовом зале, в строгой школьной форме учащихся
4—11-х классов. Звучали фанфары. Ведущий объявляет о начале митинга. Торжественно вносят юнармейское знамя, и оно стоит перед сценой, меняется караул. Читают стихи о войне, о ста пятидесяти днях вражеской оккупации родного Пятигорска, на экране — документальная кинохроника, разрушенные здания, наша любимая школа с обугленными стенами, страшные моменты, когда замученных, расстрелянных жителей отыскивают в рвах осиротевшие семьи. Мне шел шестой год, когда нашу землю топтал фашистский сапог, но какие-то моменты остались в памяти, и я рассказываю детям об обстрелах, воющем гуле немецких самолетов, о том, как в жарком августе разразился ливень и немецкие солдаты, раздевшись догола, хохоча, купались под струей воды из сломанного желоба на крыше. Они не стеснялись детей и женщин, живших во дворе: они нас и за людей-то не считали.
Помню до сих пор, как привезли в освобожденный город группу ребятишек из блокадного Ленинграда. Они были старичками без волос, без зубов, которые съела цинга. Как женщины, плача, несли им кусочки хлеба и яблочки…
И была, конечно, минута молчания и четкий метроном, и звенящая тишина застывшего зала.
Потом еще в течение нескольких дней приходили дети, и маленькие, и юноши, девушки, в музей истории школы и задавали много вопросов о тех тяжелых днях, о том, как сражались на фронте учителя и юные выпускники нашей школы. Да, все это сделано не для отчета, а для души.
И вот наступило 31 января. Традиционная встреча выпускников. Зал полон, в пяти школьных музеях толпился веселый народ, и слышались слова «помнишь?»
Впервые была показана только что выпущенная из печати книга с символичным названием «Школа возле парка». Даже устроили небольшой аукцион. До глубокой темноты выпускники, старший из которых окончил школу в 1947 году, перелистывали альбомы, фотографии, ширмы-раскладушки и вспоминали, вспоминали. Стоит доктор биологических наук и, смеясь, показывает фотографию из альбомчика 1961 года: «Я тут играл на утреннике птицу, у меня был красивый костюм, но после спектакля кто-то оторвал мне хвост, и я лил горькие слезы». С начала этого календарного года идет уже пятый месяц. Вся школа готовится достойно и памятно отметить свой юбилей. Пишутся стихи, сочинения, готовятся рисунки, поделки, даже семейные выступления. А в школу летят письма и электронные сообщения: «Хотим быть на юбилее!.. Пришлите книгу о школе! А почему не написали о выпускнике Блохине?»
Прошлое не уходит из нашей памяти, настоящее требует большой работы. Аура первой школы не тускнеет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.