Басовый ключ к сердцу зрителя

Новый музыкальный сезон Государственной филармонии на Кавминводах причудливым образом совпал с началом фестиваля «Бархатный сезон», посвященного 140-летию Федора Шаляпина, открытие которого ознаменовало выступление четырех солистов ведущих музыкальных театров России. Басы XXI века исполнили знаменитые арии великого баса века двадцатого, на той же сцене вызвав такой же шквал оваций.

Знойным июльским полднем на кисловодский перрон высаживается из спецпоезда оперная труппа антрепренера Георгия Любимова-Деркача. В числе прочих артистов по ступеням спускается молодой 26-летний Федор Шаляпин. Широким жестом поздоровавшись с толпой, он тут же скрывается в экипаже.

На следующий же вечер он выступает на сцене свежевыстроенного курзала, и этот концерт буквально взрывает курорт. Так Шаляпин навсегда покоряет город на Водах, а Кисловодск в свою очередь влюбляется в великий бас.

Шаляпин еще не раз посетит эти земли. Здесь, в безмятежности жизни, он будет давать концерты, встречаться с друзьями: Рахманиновым, Прокофьевым, выдающимися литераторами Серебряного века. В конце лета 1917 года в Кисловодске в последний раз прогремит его звучный голос, после чего Шаляпин навсегда покинет город-курорт. Но это совсем не значит, что на такой печальной ноте завершатся отношения великого певца с райским уголком на Юге России. Напротив, эта дружба будет продолжаться еще долгое время и с годами только укрепляться в памяти местных жителей и здешних стен.

По сей день кисловодчане гордятся своими знаменитостями. Каждый уголок, каждый камешек здесь носит имя того или иного великого человека, каждое событие знаменует та или иная памятная дата.

Бархатный сезон. Именно к его началу стремилась попасть на курорт российская элита.

Неповторимые особенности погоды, нежные лучи солнца, как бы продлевающие жаркое дыхание лета, в сочетании с курортными ландшафтами и целебными свойствами местных вод буквально влюбляли в себя высший свет интеллигенции. И каждый носитель культурного кода так или иначе привозил с собой и пропитывал места духом своего творчества. Отчасти поэтому совершенно справедливо, что все самые важные светские рауты тогда проходили именно в кисловодском курзале, ведь здесь собирался цвет не только российской, но и мировой музыкальной элиты. Не противопоставить друг другу, но связать эти два времени, две эпохи — классику и современность, молодость и многолетний опыт, — такую задачу поставило для себя руководство Госфилармонии и с этой целью объединило два знаковых события для музыкального сообщества курорта — начало нового сезона 2013—2014 годов и открытие фестиваля «Бархатный сезон», приуроченного к 140-летию великого Федора Ивановича Шаляпина.

На деле, конечно, для филармонии не существует строгого понятия «сезонности» — летом, когда большинство театров уходит на каникулы, на курорте начинается самое жаркое время, в том числе и в музыкальном смысле. Этот неиссякаемый музыкальный поток — своеобразная визитная карточка нашей здешней академической музыкальной культуры.

Распеваться и настраиваться гости фестиваля Дмитрий Скориков, Александр Киселев, Андрей Антонов и Вадим Кравец вместе с дирижером Сергеем Тарариным начали задолго до концерта, но это ответственное дело не помешало басам немного порассуждать о своей миссии в кисловодской филармонии и современной культуре в целом.

В пресс-конференции также поучаствовали директор Госфилармонии на Кавминводах Светлана Бережная и директор департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ Софья Апфельбаум, которая рассказала о современных формах господдержки учреждений культуры.

Предстоящий фестиваль «Бархатный сезон» обещает быть богатым на сюрпризы для самых искушенных слушателей. Он включит в себя 56 концертов, среди которых и праздничные программы, и хрестоматийные произведения великих классиков. Продлится фестиваль до 6 октября.

Дружба Госфилармонии с приглашенными на фестиваль исполнителями длится уже не один год. Как рассказал дирижер Сергей Тарарин, выступление в таких стенах вдохновляет, ведь именно здесь знаменитый бас ушедшего века выступал на протяжении, шутка ли, десяти сезонов. Несколько слов сказал маэстро и о музыкантах, с которыми ему выпало сотрудничать:

— Оркестр порадовал своей сыгранностью, — отметил С. Тарарин, — ведь именно профессионализм определяет конечный результат.

Оказывая поддержку на государственном уровне, необходимо регулярно поддерживать связь с учреждениями, считают в департаменте господдержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ. Ярославский, Екатеринбургский, Новосибирский драмтеатры уже имеют такую поддержку, а теперь и Госфилармония на КМВ будет поддерживать эту связь, тем более что учреждение развивается быстрыми темпами. Уже сегодня помимо уникального органного зала, которым могут похвастаться не все европейские учреждения культуры, руководство строит планы на расширение: постановка спектаклей с элементами балета или, например, собственного хора. Не обойдут вниманием и самых маленьких зрителей: специально для них в дальнейших планах создание познавательных спектаклей о мире музыки, так называемых «спектаклей с оркестром». Однако всех секретов Светлана Бережная пока открывать не торопилась — обо всех предстоящих событиях зрители обязательно узнают.

Концертная программа «Шаляпин-гала!» открылась увертюрой к опере Д. Россини «Севильский цирюльник», виртуозно исполненной оркестром Госфилармонии под руководством маэстро Тарарина.

Звучали на знаменитой сцене и произведения, в свое время исполненные и самим Шаляпиным: ария Мельника из оперы Даргомыжского «Русалка» в исполнении Дмитрия Скорикова особенно полюбилась зрителю.

Глядя на эту неповторимую игру мимики и жестов, становится отчетливо ясно, что оперу напрасно относят к статичным жанрам. Современный подход к ней требует от исполнителей не только виртуозного исполнения, но и незаурядного драматического таланта. Например, Александр Киселев даже внешне напоминает великого Шаляпина: светлый, статный, как и великий бас, своим неповторимым обаянием окрасил арию Рене из оперы Чайковского «Иоланта», чем раз и навсегда покорил публику.

В любимые всеми бессмертные оперы «Руслан и Людмила», «Князь Игорь», «Садко» и, конечно же, «Борис Годунов» столичные артисты привнесли свой неповторимый шарм и наполнили привычные произведения контрастом настроений.

Однако этим вечером все было буквально пропитано духом великого Шаляпина. Виртуозно владея мастерством перевоплощений, столичные басы то и дело увлекали слушателей в сюжетные коллизии очередного либретто, а выразительность их игры превращала публику из слушателей в полноценных зрителей.

Калейдоскоп масок и лиц то и дело со скоростью вихря менялся, вызывая у зала каскад эмоций от сочувствия к трепетному Онегину до лютой ненависти к предателю Годунову. Совершенно очевидно, что эта великолепная четверка во главе с дирижером подобрала свой уникальный, басовый ключ к сердцам слушателей, каждый из которых не желал отпускать вокалистов и выражал надежду, что это не последний концерт мастеров подобного рода на нашей сцене. Ведь музыкальный сезон только начинается, и неизвестно, сколько еще сюрпризов он преподнесет жителям Кавминвод и гостям курорта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.