Белокурый ангел или рыцарь живописи…

…Так о ней отзываются друзья и коллеги. Просто удивительно, как в одной хрупкой молодой женщине так много заложено природой: ум, красота и, главное, душа, без которой творческому человеку никогда не добиться успеха.

Когда-то она, член Союза художников России Раиса Филева, словно завороженная, будто на некое чудо, смотрела на полотна импрессионистов и постимпрессионистов, картины Врубеля и Рембрандта, и вот — в музее-заповеднике М. Ю. Лермонтова в торжественной обстановке открылась ее первая персональная выставка.

«Сольный» вернисаж – это всегда серьезный и ответственный шаг, своеобразный экзамен, который хочется сдать на «5 с плюсом». Раиса Филева не только занимается живописью. Свою творческую деятельность она успешно совмещает с научной, являясь старшим преподавателем кафедры «Дизайн» ПГТУ и делясь своими знаниями и мастерством с молодым поколением.

Поддержать и поздравить художницу пришли ее друзья, коллеги, учителя и студенты. Как рассказала член союза художников России И. Шаховская, это событие радостное и волнующее не только для самой виновницы торжества, но и для ее учителей. Отрадно видеть, как на глазах молоденький зеленый росточек превращается в прекрасный цветок. С трепетом наблюдают они за развитием творческой карьеры своей воспитанницы. Но уже первая выставка показала, что со временем работы Р. Филевой войдут в культурную сокровищницу и нашего региона, и всей России.

По словам декана факультета дизайна ПГТУ Ирины Пустарнаковой, Раиса никогда не сидит на месте. У нее всегда есть неотложные дела. И при всей занятости в университете, она находит время, чтобы мечтать, творить и создавать удивительные произведения — пейзажи, натюрморты и, конечно, любимые портреты.

В ее работах так много всего: красок, цвета, чувства и души! Степан, Ираида, Рома – это не только имена друзей, но и герои работ Раисы. Причем, как отметила ученый секретарь Государственного музея-заповедника им. М. Ю. Лермонтова Светлана Сафарова, каждый из них индивидуален. Для того чтобы сотворить живой портрет, нужно хорошо разбираться в человеческой душе, отмечать мельчайшие детали внешности и настроения. При взгляде на портрет матери не возникает сомнения, что она добрый и отзывчивый человек, а вот лицо отца на картине серьезное, волевое с немного грустными глазами.

— Раиса, скажите, что для вас творчество?

— Это колоссальная сила. Творчество может осчастливить, а может и сломать человека. Но несомненно одно: оно очень дисциплинирует и заставляет все время совершенствоваться, искать новые пути развития. Потому что, если человек искусства почувствует полное удовлетворение от созерцания своих творений, он непременно остановится в своем развитии. Могу сказать только, я счастлива, что я художник.

— Ваша выставка называется «Настроение». А что может поднять вам настроение, и в каком состоянии души легче пишется?

— Бывает, бежишь домой с работы, где тебя ждут кисти, краски и мольберт, в радостном предвкушении соприкосновения с миром прекрасного. И становится не так уж важно, какое у тебя настроение. Если оно хорошее, то и пишется легко, на одном дыхании, а если плохое – живопись сама станет спасением. Работа – самый лучший доктор.

— Если бы у художников была своя клятва, наподобие клятвы Гиппократа, как бы она звучала?

— Обет быть верным творчеству и самому себе. И, конечно, любить эту жизнь, потому что она и есть главный художник и бесконечный источник идей. Она сама подкидывает сюжеты для той или иной картины или произведения. Нужно только уметь наблюдать и отличать главное от второстепенного. И, самое важное, все нужно делать с любовью.

Анна ЛОГВИНА.
На снимке: картины Раисы Филевой «Остафьево» и «Цыганка» (2006 г.).
Фото Александра ПЕВНОГО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.