Богу ветров вернули его арфу

Биография Пятигорска полна событий и неожиданных поворотов. Старая часть курортного города – архитектурно-исторический музей под открытым небом. Каждый дом, улочка, достопримечательность старого Пятигорска имеет свою историю. Всегда оригинальную, обязательно захватывающую, нередко мистическую.

Вот и «Эолова арфа» вновь удивила, расставшись со своей привычкой терять голос. Созданная талантом братьев Бернардацци в 1831 году, она, как положено давшему ей название богу ветров Эолу, ловила порывы ветра жильными струнами и, пропуская их через деревянный резонатор, зачаровывала «водяное общество» волшебными, всегда непредсказуемыми, как ветер, звуками. К сожалению, первый голос оказался слишком хрупким, поэтому эксплуатировался только в курортный сезон и быстро сломался.

Долго арфа Эола молчала. Но в 70-е годы прошлого столетия, совсем ненадолго, она запела вновь. Произошло это благодаря руководству города во главе с бывшим тогда председателем горкома Виктором Казначеевым. Решив вернуть курортному Пятигорску одну из его визитных карточек, он пригласил крупных столичных специалистов, однако они не смогли найти решение, как восстановить голос арфы. Зато это сделал пятигорчанин, простой электрик, придумавший целую схему с сетью кабелей, тянувшихся аж от Академической галереи. Несколько лет залетавший под купол беседки Эол играл на арфе разные мелодии, иногда даже читал стихи Михаила Лермонтова.

То ли перестройка пришлась не по душе богу ветров, то ли новые времена заставили людей забыть о своей истории и думать лишь о материальном благе, только арфа вновь замолчала. Посматривали туристы и местные гуляющие по терренкурам Машука на флюгер беседки, осматривали ее снаружи и внутри в поисках механизма, который должен был заставить арфу звучать, и все надеялись, что Эол влетит под купол и пробежит по струнам. Иногда даже казалось, настолько велико было желание услышать песню ветра, что где-то внутри купола и правда зазвенела на мгновение струна. Но это были всего лишь фантазии.

Когда Виктор Казначеев вновь вернулся в Пятигорск после работы в Москве и занял должность ректора Пятигорского государственного технологического университета, он снова решил возродить арфу. Задание разработать проект в соответствии со всеми современными техническими требованиями он дал своим сотрудникам, в частности проректору по научной работе Александру Санкину. Девять человек, в числе которых были и студенты, начали с самого главного – изучения истории вопроса. Для этого они прочли огромное количество документов и пообщались с научными сотрудниками Пятигорского музея краеведения, а также с работниками Государственной филармонии на Кавминводах. Получив массу информации, пришли к выводу, что воссоздавать арфу времен Бернардацци, по крайней мере пока, не имеет смысла, хотя бы потому, что не обремененные воспитанием и совестью граждане могут элементарно поломать механизм. Не стали они и восстанавливать схему 70-х годов, несмотря на то, что кабель сохранился. Опять же это не имело смысла, потому что современные технологии позволили создать столь миниатюрный механизм, который не нарушил бы архитектуру беседки, спрятавшись среди светильников в куполе.

Протестированное изобретение было продемонстрировано руководителю администрации Пятигорска Олегу Бондаренко, когда он побывал в университете на одном из мероприятий. Механизм понравился, а когда появилась возможность, было решено в третий раз вернуть «Эоловой арфе» голос.

— Эта беседка – одно из излюбленных мест отдыха пятигорчан и одна из любимых достопримечательностей для курортников и туристов, о которой они с удовольствием и восхищением рассказывают по приезде домой, — говорит директор благотворительного фонда «Будущее Пятигорска» Мария Долгополова. – После реконструкции она стала настоящей красавицей, да еще с великолепным мелодичным голосом. Свою идею возвращения звучания «Эоловой арфе» нам принесли специалисты из П

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.