Что будет, если…

Фантастика предвосхищает события. Мысль эта вряд ли покажется новой, особенно если учесть общеизвестные факты «осуществления предсказаний», хотя бы на примере невероятного успеха романов Жюля Верна и столь же потрясающей прозорливости их автора. Человеку свойственно размышлять о себе, о мире, мироздании, о том, одиноки ли мы во вселенной, и вообще, что есть сама вселенная?

Размышлениями можно назвать короткие рассказы французского автора Бернарда Вербера, опубликованные в сборнике «Древо возможного и другие истории». Безусловно, они глубоко фантастичны. Не случайно Бернард Вербер единственный писатель, кому присуждена премия Жюля Верна. Но если «Песня бабочки» — это явное «фэнтэзи», рассказывающее о полете к солнцу, и, может быть, не столь удивит читателя, искушенного этим жанром, где излюбленным сюжетом как раз и является путешествие в космические галактики, в ряде других рассказов есть то, что способно заинтриговать.

Как-то по-новому, отстраненно, глазами инопланетянина, Бернард Вербер показывает нам нашу земную цивилизацию.

— Мне всегда было интересно, говоря о нас, людях, становиться на точку зрения отличных от нас существ, — замечает автор.

Это необычно и порой… пугающе! А вдруг наш мир это и правда «аквариум», который подарили ребенку на Рождество в целях самопознания («Осторожно: бьется»)? Или: в рассказе «Научимся их любить» автор с известной долей юмора рисует обитателей земли – диких людей, классифицируя их не лучше, чем мы — подвиды животных. Но дикие земляне в произведении Вербера вовсе не заросшие первобытные люди, как можно подумать вначале, а вполне прогрессивные жители нынешнего века. Так сказать, юмор с горчинкой. Вовсе не потому, что прорывается оскорбленное достоинство человечества со всей его тысячелетней историей. А потому, что неплохо иногда задуматься о том, насколько мы вписываемся в свою же среду обитания. Контраст разума и безрассудства будет очевиден. Но это уже лучше поймешь из «Последнего бунта». Жесткая логика преследования стариков, по мнению более молодого общества, не имеющих права на нормальную жизнь. И вообще… на жизнь. «Понемногу старость стала ассоциироваться со всеми отрицательными явлениями в обществе. Перенаселение, безработица, налоги – во всем виноваты старики, которые «не покидают сцену, хотя уже и отыграли свою роль».

— Ну, это уж слишком! – могут возмущенно возразить иные. Хотя задуматься тут есть над чем.

А может быть, все, что происходит на Земле, — запрограммированная функция? Автор развивает эту мысль в «Школе молодых богов». Он подает тему интересно и заставляет о многом задуматься – что есть мир, вселенная и кем они управляемы. Почему у разных народов свои боги? Вы думаете, оттого, что по-разному шло развитие человечества? Автор тоже придерживается этой точки зрения, но преподносит ее в своей особой манере, совершенно отличной от устоявшегося прагматизма.

Бернард Вербер – писатель думающий. Безусловно, стоит его читать, но, читая, обязательно находить подтекст между строк. Писатель вовсе не ставит своей целью запугивать землян возможными проблемами их будущего. Но позволяет как бы подсмотреть в щелочку: а что произойдет, если?.. Почему бы не проанализировать предложенные варианты, которые одни назовут сказкой, другие воскликнут: «О, это свежая мысль!», третьи, не исключено, с изумлением подумают о бесспорном таланте автора, сумевшего подарить читателям истории, которые, как сам он признается: «Я хотел бы рассказывать вам на ухо».

Марина КОРНИЛОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.