Редакционная колонка смотреть архив колонки

№38-39 —15 Марта 2016

Потребитель имеет право…

Каждый из нас в той или иной степени периодически сталкивается с ситуациями, когда ущемляются его права как потребителя. Продан некачественный товар, неудовлетворительное обслуживание в гостиничном сервисе, на транспорте — да мало ли в жизни ситуаций, когда человек получает материальный и моральный ущерб. А между тем свою правильную позицию можно и нужно отстаивать. Об этом напоминает Всемирный день защиты прав потребителей, который вся международная общественность отмечает
15 марта.
Впервые дата была закреплена в международном календаре праздничных дат 15 марта 1983 года. И с тех пор проводится ежегодно, причем мероприятия Дня каждый раз посвящены определенной теме, которая определяется Всемирной организацией союзов потребителей. Это независимая некоммерческая организация, которая ведет свою историю с 1961 года и объединяет более
180 общественных и государственных организаций, занимающихся проблемами защиты прав потребителей из 72 стран. Она стоит на страже интересов потребителей всего мира, способствует развитию общественного потребительского движения и системы защиты прав в целом. Представляет интересы потребителей в
ЮНЕСКО, структурах ООН, ряде других международных организаций экономической и социальной направленности, а также оказывает помощь своим членам в обучении специалистов, обеспечении информации в своей области. В России День защиты прав потребителей получил признание после принятия закона «О защите прав потребителей» 7 февраля 1992 года. В законе регулируются отношения между потребителями и изготовителями, импортерами, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственная и общественная защита их интересов, а также определяется механизм реализации этих прав. Основным защитником прав потребителей в России является Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ), созданный в декабре 1990 года.
В настоящее время СПРФ объединяет свыше 100 республиканских, краевых, областных, городских и районных общественных объединений — большинство всех реально работающих в России организаций по защите прав потребителей. За эти годы более миллиона обратившихся в СПРФ граждан, чьи потребительские права были нарушены, получили квалифицированную юридическую помощь. Также в мероприятиях, посвященных Дню защиты прав потребителей, участвуют и региональные Управления Роспотребнадзора РФ. Уже традиционно во многих российских городах, в том числе и в Пятигорске, специалистами данного органа проводятся «горячие линии» и пресс-конференции по вопросам защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.