«Евгений Онегин» и другие

Казалось бы, чем еще может удивить нас Федеральная филармония на Кавказских Минеральных Водах? На первый взгляд, все, как всегда, — плотная сетка концертов, растущее мастерство оркестра и солистов, стабильность не может не вызывать уважения и даже восхищения.

Однако наметившиеся тенденции привлечения молодых столичных артистов в один из старейших концертных залов Кавминвод, дают основание предположить, что филармония выходит на новые рубежи, которые лет пять-шесть назад показались бы едва возможными.

«Евгений Онегин» — одна из самых любимых русских опер. И дело не только в том, что в этом произведении сошлись два гениальных пера Пушкина — и Чайковского, но, прежде всего, в правдивости, искренности, взволнованности музыки великого композитора. Именно эти качества делают «Евгения Онегина» подлинно массовой, народной оперой.

В пору же создания оперы замысел композитора казался дерзким не только близкому кругу лиц, но и самому автору. Это была драматургия новая, не имевшая прецедентов. И Чайковский не уповал на счастливую судьбу своего детища. Ему казалось, что обыденность сюжета, лишенного привычных оперных коллизий, не в состоянии будет увлечь зрителей. К счастью, композитор ошибся. Опера живет уже более 100 лет. И нет, кажется, в мире театра, который бы не ставил «Евгения Онегина».

На протяжении 56 лет право быть постановщиком «Евгения Онегина» оставалось за Борисом Покровским. Именно он, тогда начинающий режиссер, поставил в 1944 году знаменитый спектакль, в котором прославились Лемешев и Козловский.

Но, чем больше таких постановок, тем тягостнее груз исполнительских традиций, тем сложнее прочесть партитуру свежим взглядом и увлечь своим прочтением публику. И, тем не менее, зная, что «Онегин» Чайковского у зрителя, что называется «на слуху», что они ждут на сцене соответствия своему личному представлению о каждом персонаже, предвидя возражения против любого изменения в общепринятой трактовке, Федеральная филармония на Кавказских Минеральных Водах «рискнула» поставить «Евгения Онегина». И здесь молодой режиссер, постановщик спектакля, выпускник ГИТиСа Денис Азаров задумал его решение не по «энциклопедии русской жизни» Пушкина, а исходя из определения «Онегина» Чайковским как «лирических сцен».

Азаров постарался, как можно точнее, воплотить замысел композитора: он поставил «Евгения Онегина» так, что каждая улыбка и каждый взгляд были видны. От роскоши он, правда, отказался. Жертвуя многими подробностями романа, опуская и меняя иные сюжетные линии и лирические характеристики, оперный революционер намеренно сосредоточил свое внимание на личной драме героев. Их чувства, мысли, и поступки интересовали его больше, чем характерные особенности эпохи. Время и действие романа как бы сконцентрировались в опере по трем новеллам: о Татьяне Лариной, о Владимире Ленском, о Евгении Онегине. Режиссер попытался прочесть оперу через призму художественной индивидуальности Пушкина и Чайковского, взглянул на произведение, намеренно «высвобождая» нас от привычных «потолков и стен».

В новой постановке были задействованы как солисты Госфилармонии на КМВ, так и столичные артисты. Те, кто внимательно следит за концертной деятельностью наших земляков, с удовольствием узнают своих любимчиков: партию Татьяны исполняет молодая звезда Елена Филимонова, а в роли Ольги выступает очаровательная Марина Васильева. Хорошо знакомы зрителю Анна Гузаирова (помещица Ларина), Алина Шакирова (няня) и Виктор Журавлев (француз Трике). В числе московских исполнителей — солисты театра «Геликон-опера» Вадим Заплечный (Ленский), Игорь Тарасов (Онегин), Михаил Гужов (князь Гремин) и Сергей Топтыгин (ротный Зарецкий).

Начинается спектакль беседой хозяйки усадьбы Лариных с няней Филиппьевной в саду. Помешивая варенье, они вспоминают свою молодость и слушают пение беззаботной Ольги и задумчивой Татьяны.

Не раз говорилось, что с б

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.