Гениальное начало великой русской литературы (К тройному юбилею «Слова о полку Игореве»)

Наверное, в нашей стране не найдется россиянина, который бы не знал, что решением Правительства РФ 2015 год объявлен Годом литературы. Но не все, видимо, знают, что этот год является также своеобразным тройным юбилеем «Слова о полку Игореве» — гениального художественного произведения XII века, стоящего у истока великой русской литературы.
«Приступая к изучению нашей словесности, — писал А. С. Пушкин, — надо обратиться назад и взглянуть с любопытством и благоговением на ее старинные памятники». Последуем этому мудрому совету.
У читателя, естественно, возникает вопрос: «Почему юбилей именно тройной?» Во-первых, темой «Слова о полку Игореве» явился отклик на очень важное и печальное историческое событие Древней Руси — неудачный поход (кстати, в те далекие времена слово «полк» читалось и как «поход») против половцев четырех русских князей во главе с князем Игорем весной 1185 года, закончившийся их сокрушительным поражением (т. е. 830 лет назад). Во-вторых, «Слово» было случайно найдено известным собирателем древних русских рукописей А. И. Мусиным-Пушкиным в 1795 году (т. е.
220 лет назад). И, наконец, оно было впервые опубликовано в 1800 году (т. е. 215 лет назад).
Небольшое по объему (всего десять страниц), «Слово о полку Игореве», однако, чрезвычайно обширно по своей тематике. Автор охватывает в нем события русской жизни за полтора столетия — «от старого Владимира до нынешнего Игоря». Широким хронологическим рамкам соответствует и широта охвата территории. Едва ли в мировой литературе отыщется произведение, в котором были бы втянуты в действие такие огромные географические пространства, как в «Cлове»: «Девицы поют на Дунае, а голоса их вьются через море в Киеве»; «Трубы трубят в
Новгороде, а стяги стоят в Путивле» и т. д.
При этом автор не столько повествует, сколько размышляет о небывалом поражении дружины Игоря, сопоставляет его с событиями прошлых лет и думает о будущем Русской земли. Он стремится понять, почему в двухвековой борьбе со степными кочевниками прежде побеждали русские войска, а теперь все чаще стали брать верх «поганые». И приходит к выводу: это происходит по вине самих русских князей из-за их разобщенности, междоусобиц и «крамолы», как он выражается. Как истинный патриот и дальновидный политик поэт понимает, что это не только подрывает мощь Руси, но может привести к ее гибели. Поэтому главной идеей «Слова» он сделал призыв к единению всех русских сил для победоносной борьбы с внешними врагами как гарант будущего процветания единого русского государства. Этот призыв оказался провидческим, ибо уже через 50 лет Русь оказалась под татаро-монгольским игом, и понадобится много лет для восстановления могущества новой России. Следует заметить, что автор «Слова» нигде прямо не формулирует свою идею, но как бы «поручает» ее высказать киевскому князю Святославу, который произносит «золотое слово, со слезами смешанное».
Автор «Слова о полку Игореве» был не только передовым человеком своего времени, но и талантливейшим мастером художественного слова, создавшим страстную лирическую поэму и волнующее публицистическое произведение, в котором сумел «мобилизовать» почти все средства русского устного народного творчества — постоянные эпитеты, олицетворения, метафоры, гиперболы, параллелизмы и т. д. Его высокое мастерство проявляется и в стройной композиции «Слова», и в богатстве языка, и в ярких образах. Разве не пленяет нас русская женщина-патриотка, жена князя Игоря Ярославна? Ее «Плач» играет тоже важную роль в реализации идейного смысла произведения. По глубине чувства, по художественной выразительности он имеет мало равных во всей мировой литературе. «Ни в одном произведении, — подчеркивал А. С. Пушкин, — нет столько

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.