Гимн красоте творения

Пение, веками звучащее в храмах России, составляет величие, силу и честь православия. Самобытность и неповторимость русской церковной музыкальной культуры отмечали многие европейцы, посещавшие нашу страну.
На Руси издревле говорили: «Церковь Божия без пения стоит», то есть она пустует, не действует. Церковный хор, как духовный камертон, молитвенно настраивает души, возводит их к небесным обителям.
На днях под сводами краевого театра оперетты состоялся гала-концерт церковных хоров Пятигорской и Черкесской епархии, который прозвучал завершающим аккордом фестиваля «Пою Богу моему». Возникшая десять лет назад традиция дарить возвышенную радость ценителям духовной музыки прижилась на кавказской земле. Ежегодно фестиваль собирает лучших исполнителей со всего региона, которые подобно многозвучному музыкальному инструменту небесных сфер направляют мысли по течению, омывающему берега вечности, где звучит гимн красоте творения.
Еще святой Иоанн Златоуст, объясняя значение церковного пения, писал: «Ничто не возбуждает, не окрыляет так духа, ничто так не отрешает его от земли и уз телесных, ничто так не наполняет любовью к мудрости и равнодушием к житейским делам, как пение стройное, как песнь освященная, сложенная по правилу ритма».
Лучшие хоры округа радовали широким диапазоном, приятным тембром, мощным звуком и гибкостью голосов певчих, которые старались достучаться до сердец присутствовавших. Говоря словами преподобного Варсонофия Оптинского — стремились «наполнить душу, не совсем погрязшую в житейском море, блаженством». Люди старались вникнуть в смысл молитвенных песнопений, помогающий расставить акценты в собственной жизни.
«Церковная музыка — это мир духовности и красоты, который дарит людям не только хорошее настроение, но и душевное спокойствие, — отметил архиепископ Пятигорской и Черкесской епархии Феофилакт. — Музыка, прославляющая Господа, раскрывает смысл нашей жизни — это источник света, проводник между церковью земной и Царствием Божиим. Когда мы поем для Бога —  мы живем…»
Хоры Воздвиженского храма и Никольского собора из Кисловодска, Покровского собора из Минеральных Вод, Никольского храма города Прохладного исполнили также классические произведения и русские народные песни.
В зале некоторые даже подпевали, одна из участников зрительского хора — Марина Петровна призналась: «Когда пою, будто душа просыпается, думаю, такие ощущения испытывают многие. Сейчас люди словно компьютеры: отработанные движения при незначительном участии мозга — будто запрограммированы для выполнения определенных операций. Но во время церковной службы все меняется — затрагиваются потаенные струны души и тогда в глазах появляется осмысленность».
Священники уточняют — православный хор на сцене существует не как концертный коллектив, а субъект соборной молитвы. «В церкви зачастую не видно певчих, — подчеркивает Николай, один из выступавших, — и люди начинают их искать, а потом просто слушают. И вот он — момент истины: человек не видит, а слышит и проникается. Вместе с тем даже за пределами церкви мы стараемся сохранять соборность: вынесли из храма — несем дальше, аккуратненько, не расплескивая».
Некоторые недоумевают: «А зачем нам хор? Давайте запишем, нажмем на кнопку — и будет пение красивое, чистое и как нужно!» Католики сейчас подключили колокола к компьютерам и теперь всегда одно и то же. Но ведь эта запись не идет ни в какое сравнение с красивым и даже лечебным колокольным звоном наших церквей, который настраивает человека, готовит его к разным жизненным ситуациям: если это пост — будет очень строгий, особенный звон, а если Пасха — красивый, мощный, разнообразный.
Это как раз то, о чем все говорят: непредсказуемая русская душа, она не может по-другому и не сможет никогда, это единственное оставшееся на земле, что нельзя модифицировать — человеческая душа. Как и

Анна Кобзарь. 
Фото Ильи Шкоденко.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.