Главное оружие — рубль!

Россия отмечает Всемирный день прав потребителя с 1992 года, когда был принят закон РФ «О защите прав потребителей», юридически закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций, торгующих или оказывающих услуги по защите прав потребителей. Начало движению было положено 15 марта 1961 года, когда Джон Ф. Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой он определил четыре основных права потребителя. Это: право на безопасность того, что потребителю предлагают; право на полную и достоверную информацию о товарах и услугах; возможность выбора; право на внимание властей, устанавливающих правила поведения на потребительском рынке. Этими правами гражданин должен обладать независимо от социального положения. С их нарушениями так или иначе сталкивается каждый из нас. И тогда на помощь приходит Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или Роспотребнадзор.

Насколько важна эта работа, мы спросили у начальника территориального отдела Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в Пятигорске Виктора Зубенко.

— Нуждаются ли наши потребители в защите своих прав?

— Я считаю, что все потребители в этом нуждаются, а в нашей стране особенно. Чаще всего потребители страдают именно от незнания своих прав. Им не хватает элементарной правовой грамотности, знания законов, что не дает возможности решить свои проблемы без помощи компетентных органов. Свои права сложно реализовать способом самозащиты.

— Куда обратиться рядовому потребителю, если он купил некачественный товар, если его обманули, обсчитали, обвесили?

— В Роспотребнадзор, одной из основных задач которого является контроль за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителя. Это и проведение контрольно-надзорных мероприятий с целью предупреждения и своевременного выявления нарушений, и работа с жалобами и обращениями граждан, и консультативная помощь. Можно обратиться в общественные организации, которые в силах помочь составить претензию, разработать план действий, направить спорный товар на экспертизу и выступать в интересах потребителей.

— Как изменился Закон РФ «О защите прав потребителей» с 1992 года, каким он сейчас стал — лучше или хуже?

— Федеральным законом от 25.10.2007 г. № 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации внесен ряд изменений, которые коснулись в первую очередь обязанностей продавца по замене товара ненадлежащего качества, прав потребителя при обнаружении недостатков в отношении технически сложного товара, срока предъявления требований при обнаружении недостатков и проведения экспертизы. Дополнен пункт, регламентирующий требования к определению цены товара, а именно при предоставлении кредита должна быть определена полная сумма, подлежащая выплате потребителем, и график погашения этой суммы, на что немаловажно обращать внимание при заключении договора о предоставлении кредита, установлена сумма неустойки за нарушение продавцом установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.

— Для возврата требуют чек, но если его нет (не взял, потерял), значит, товар уже не вернуть?

— Отсутствие товарного или кассового чека не дает продавцу права отказать вам. Чек не является договором купли-продажи, это просто фиксация того, что такой договор был заключен. Поэтому в качестве доказательства совершения покупки могут быть использованы свидетельские показания, фабричный ярлык, этикетка магазина, паспорт качества и др.

— При возврате доброкачественного товара требуют коробку из-под него, это обязательно?

— В Законе РФ «О защите прав потребителей» упоминание о необходимости возвращать тару не содержится, главное, чтобы товар сохранил свой товарный вид и потребительские свойства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.