Гунгур – дар ашуга

В конце минувшей недели в пятигорском Доме национальных культур вспоминали великого сына Дагестана — поэта, писателя, переводчика, художника Эффенди Капиева, столетие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году. В уютном зале, давно ставшем для многих пятигорчан родным, развернулась выставка произведений поэта, здесь же разместился портрет этого красивого человека с большими умными глазами, настоящего интеллигента из народа. Родившийся на свет в небольшом лакском ауле, затерянном в горах, Эффенди обладал ярким самобытным талантом. Много лет жизни Капиев собирал и записывал стихи известного на Кавказе ашуга Сулеймана Стальского, которому впоследствии посвятил одно из своих самых известных произведений — «Поэт», где открыл миру Гомера ХХ века. Существовал обычай: каждый горский поэт, чувствуя приближение конца жизни, дарил свой музыкальный инструмент или ученику, или тому, кто по-настоящему понимал суть певцов. Это означало, что народ-певец свои песни и сказания, все духовное сокровище, которое он создавал веками, передает в самые надежные и верные руки. И именно Эффенди Капиеву передал Сулейман Стальский свой гунгур.
Так уж сложилась судьба поэта, что большую часть жизни он провел в Пятигорске. Как рассказала зам. директора Госмузея-заповедника М. Ю. Лермонтова Светлана Сафарова, во время войны Капиевы жили в центре курортного города, сейчас это улица Соборная, 7. Тогда же семья переселилась на территорию Лермонтовского музея — жена поэта Наталья в то время была в штате его сотрудников. С особым трепетом Эффенди Капиев относился к Домику Лермонтова, а акварель с его изображением, будучи фронтовым корреспондентом, носил в полевой сумке. Когда Эффенди уходил на фронт, жена подарила ему 20 небольших блокнотиков. Не все происходящее в те годы можно было озвучивать, но эти уникальные записи сохранились. И еще одна запись, последняя в 20-й записной книжке: «Как странно: книжечка кончилась минута в минуту перед операцией». Жизнь Эффенди Капиева оборвалась до обидного рано — в 35 лет… Похоронен великий сын Дагестана в Пятигорске на старом кладбище, неподалеку от места первоначального захоронения М. Ю. Лермонтова.
Своими воспоминаниями о критике и литературоведе Наталье Капиевой, столетие со дня рождения которой также отмечается в этом году, поделилась краевед Татьяна Марутова, знакомая с этой яркой женщиной лично. По словам Татьяны Аркадьевны, хотя разница в годах у них значительная, но ни школа, ни институт, ни техникум не дали ей столько, сколько дала Капиева — тонкий, умный, интеллигентный, интересный человек. Незаменимый участник всех Лермонтовских праздников и других событий культурной жизни, Наталья Владимировна собрала и систематизировала все заметки и неоконченные рукописи так рано ушедшего из жизни любимого человека, посвятила ему чудесную книгу «Жизнь, прожитая набело». С благодарностью вспоминали в этот вечер Эффенди и Наталью Капиевых и члены литературного объединения «Слово», у истоков которого стояла когда-то эта замечательная супружеская пара.
…Как заметила директор Дома национальных культур Эмма Дзитиева, многие не понимали, почему Капиев пишет только на русском языке… А он просто очень любил свою Родину, свои горы и свой народ. И хотел рассказать об этом всему миру. Ведь именно русский язык объединяет неразрывными узами, дает возможность понимать обычаи и культуру тех, кто живет рядом.
Истинные ценности не меркнут. На вечере в Доме национальных культур звучали и произведения самого певца Дагестана Эффенди Капиева. Нелишне было бы перечитать эти нетленные строки каждому из ныне живущих. Ведь именно к нам обращался за полгода до смерти, в сентябрьское утро военкор Капиев: «Здравствуй, человек! Благословенны твои будни и земля, вскормившая тебя!».

Наталья ТАРАСОВА.
Фото Александра МЕЛИК-ТАНГИЕВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.