Имя зодчего увековечено

В Пятигорске в парке «Цветник» состоялась торжественная установка мемориальной доски выдающемуся архитектору Владимиру Грозмани. Особо примечательно, что возведено памятное сооружение на здании Ермоловских ванн, постройку которого он лично осуществлял с 1879 по 1890 годы.

В мероприятии открытия доски приняли участие заместитель председателя Думы города Василий Бандурин, ректор Института экономики и управления Виктор Вазагов, предводитель Южно-Сахалинского дворянского собрания Ольга Петрулевич, известный осетинский архитектор, профессор кафедры архитектуры Северо-Кавказского горно-металлургического института Руслан Аликов, автор проекта, талантливый осетинский скульптор Георгий Сабеев, заслуженный работник культуры, старейший журналист КМВ Вадим Хачиков.
Родословная Грозмани начинается в итальянском городе Флоренция, где еще в средние века сложился своеобразный стиль архитектуры. Семейное предание гласит, что именно оттуда приехал в Россию архитектор Винченцо Грозмани, принявший участие в строительстве Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Мастерство предков вошло в плоть и кровь внука Винченцо Владимира, родившегося в Петербурге, но проработавшего почти всю жизнь на Северном Кавказе.
«Установление мемориальной доски Владимиру Иосифовичу Грозмани всколыхнет регион и позволит на едином территориальном пространстве воскресить и вернуть из прошлого не только историю его рода и деятельности, но фамилии и дела других предков, живущих в то же время на КМВ», — высказала мнение предводитель Южно-Сахалинского дворянского собрания Ольга Петрулевич.
Возведенные рукой непревзойденного мастера здания и по сей день украшают множество современных городов России, имея высокую историческую ценность. Особую любовь Владимир Иосифович питал к Пятигорску. Самыми известными строениями, к которым прикоснулась рука Грозмани, являются Михайло-Архангельский собор и Ермоловские ванны. При этом он лично осуществлял постройку здания ванн из кирпича розового и желтых цветов, а высокий цоколь из машукского камня. Работы выполнены в стиле кирпичной электрики с элементами русского стиля. А еще оно удивляет своим неуловимым сходством с храмом. Так, при взгляде сверху, с горы Горячей, здание выглядит, как два соединенных между собой правильных креста, в центре каждого и располагаются башенки-«фонари», так похожие на церковные купола. Владимир Грозмани на протяжении всей жизни активно занимался общественной деятельностью: директор областного попечительного «о тюрьмах» комитета, действительный член областного статистического комитета, член попечительского совета Владикавказского Свято-Троицкого братства и музея Терской области, в последние годы жизни он был деятельным гласным Владикавказской городской Думы.
И хотя время неумолимо стирает следы прошлого, память о великом творце XIX—XX столетий будет бережно храниться в воспоминаниях его потомков, истинных ценителей архитектуры и искусства и благодарных почитателей непревзойденного таланта.

Елена ТАНИЧ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.