История предательства в воске

В Ессентукском краеведческом музее проходит выставка восковых фигур, приехавшая из Санкт-Петербурга. Как рассказал руководитель выставочного зала Сергей Волынсков, уникальность фигур заключается в особом воске, из которого мастера создают свои творения. Он не блестит и естественно имитирует человеческую кожу со всеми ее морщинками и порами. Такой материал способен выдерживать температуру от +40 до -40 градусов по Цельсию.
Экспонаты других музеев мира от таких перепадов просто погибают.
Применение воска известно с древнейших времен. Уже египтяне делали из него амулеты и маленькие магические фигурки для погребения. Довольно широкое распространение воск имел и в cредние века, хотя ценился очень высоко, о чем свидетельствуют многочисленные документы.
Первоначально восковые фигуры делали только в Италии, позже эта мода распространилась на Францию, Англию, Германию: некоторые представители знати заказывали свои изображения на память потомкам. Многие скульпторы, в том числе Микеланджело, перед тем как работать с мрамором, создавали свои творения в воске. Маги и колдуны изготавливали восковые образы врагов, в которые втыкали длинные булавки, полагая, что это вызовет смерть неугодных. Известны случаи, когда при отсутствии осужденных на смерть уничтожали их восковые и рисованные изображения, т.к. считалось, что между ними и человеком существует необъяснимая связь.
В XVIII веке в Европе появляются передвижные выставки восковых фигур. А первый музей был открыт близ Парижа в конце XVIII века швейцарцем Филиппом Куртисом. Он привлек к делу свою племянницу Марию Тюссо, которой было суждено прославить музей и дать ему свое имя. Унаследовав дело Куртиса, она выехала в Англию и обосновалась в Лондоне на Бейкер-стрит, где знаменитый Музей мадам Тюссо находится и поныне.
В России мода на подобные выставки появилась во времена царствования Петра I. Самый известный музей восковых фигур находится в Санкт-Петербурге. В его фонде более двух тысяч экспонатов, которые никогда не собираются под одной крышей, все время кочуют по городам России и Европы.
Выставка, приехавшая в Ессентуки, посвящена русским царям и царицам, а также их фаворитам. Судьбы многих коронованных особ и известных личностей в российской истории связаны с мрачной Петропавловской крепостью. Дух отчаянья и обреченности царит в помещениях, где находятся восковые фигуры, в темноте похожие на живых людей. Цари, видные политические деятели, знаменитые писатели стоят рядом со своими убийцами и мучителями. На глазах у посетителей разворачивается драма. Но много еще тайн хранят ужасные казематы Петропавловской крепости.
Первым узником «русской Бастилии» — так в XVIII веке называли крепость — стал сын Петра I Алексей Петрович. Его пытали и приговорили к смерти за измену Отечеству. Любой, кто подойдет ближе к фигурам Петра I и царевича Алексея, почувствует напряжение, которое они излучают. Сын просит отца о милости и снисхождении, а Петр разрывается между отцовской любовью и долгом государя перед державою. Конец этой печальной истории известен — Алексей в заточении умер. Вокруг его смерти было много слухов: говорили, что его «тихо придушили по указанию отца».
Среди легенд, посвященных узникам Петропавловской крепости, есть история о княжне Таракановой: «В семидесятых годах XVIII века в одной из мрачных темниц Петропавловской крепости секретно содержалась дочь императрицы Елизаветы Петровны от тайного брака с фельдмаршалом графом Разумовским — княжна Тараканова. Претендентка на русский престол путем предательства и обмана была привезена из Италии в Россию графом Алексеем Орловым. Во время одного из петербургских наводнений она погибла в своем каменном заточении, затопленная водами разбушевавшейся Невы». На основе этой легенды появилась картина П. Флавицкого «Княжна Тараканова», на которой воображение зрителей поражает женщина, стоящая на тюремной койке, с ужасом и отчаянием

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.