Какая радость: будет бал!

Чередой проходят новогодние банкеты, приемы, корпоративы, елки, вечеринки (по-разному проходят: с весельем, добрыми воспоминаниями, новыми знакомствами, головной болью и пр.). И как же все-таки несозвучны эти названия с широким, раскатистым, сочным словом «бал».

Балы в XVIII, XIX веках были обязательным элементом светской жизни дворян. Их устраивали в честь важных особ или по случаю событий, знаменательных для России, для императорской семьи, или по поводу какой-либо семейной даты и т.д. Бал являлся показателем уровня благосостояния хозяина дома и гостей, принадлежности их к тому или иному дворянскому кругу.

Балы могли отличаться местом и временем их проведения, составом участников, степенью соблюдения церемониала, спецификой бального костюма и т.д. Отсюда и различные наименования: придворный бал; частный (партикулярный, приватный) бал; публичный (общественный) бал; большой бал; маленький бал; костюмированный бал и др.

Главный бальный сезон открывался в ноябре и длился до самого Великого поста. Вот что писала газета «Северная пчела» от 4-го марта 1834 года о последнем бале перед постом: «Денной бал в Благородном собрании 3-го марта, заключивший все зимние балы и маскарады, напомнил старинным жителям древней столицы давно бывшие собрания… Блеск дамских нарядов и многолюдство отличной публики, непрестанные танцы и всеобщее удовольствие: вот главные черты этого последнего зимнего бала. Присоедините к ним… людей знаменитых, как было на описываемом нами бале. Он продолжился до самого вечера». Однако утренние и «денные» балы, назначавшиеся на дневное время, были редкостью. Традиционно балы проводились в вечернее время, с шести-восьми часов вечера до 12 часов ночи и позже.

Особого интереса заслуживает бал-маскарад, который носил названия костюмированный бал, маскированный или маскарадный бал. Признаком любого маскарада являлись костюмы и маски участников, от исполнения которых зависел успех праздника.

Проведение бала было регламентировано известными правилами поведения (в том числе речевого), основанными как на западноевропейском опыте, так и на русских традициях. Обычай встречать гостей хлебом и солью или вином, подносимым женой хозяина, существовал на Руси еще до Петра I и был привнесен в бальную культуру, правда, в несколько ином виде: «Хозяин и хозяйка, уже полчаса стоявшие у входной двери и говорившие одни и те же слова входившим: «Charme’ de vous voir», также встретили и Ростовых с Перонской» (Л. Толстой, «Война и мир»). Напротив, традиция выбирать царицу бала восходит к средневековой рыцарской культуре.

Само слово бал употребляется в русском языке с начала XVIII века и является заимствованием из французского языка, где bal от baler «танцевать». Стоит отметить, что содержание понятия «бал» не исчерпывается «танцами». Это еще и место светского отдыха и общения в бальных залах, во время ужина, за карточными столами.

В русском языке этого периода в ситуации, связанной с балом, широко употреблялись словосочетания: дать бал, устроить бал (организовать праздник), открыть бал (начать танцевальную часть бала), дирижировать балом (распоряжаться, управлять танцами) и др.

Главное, что отличало бал от других увеселений дворянства (вечеров, раутов, маскарадов), — это наличие сценария, согласно которому он традиционно должен был иметь несколько действий: танцы, игры, буфет, ужин, фейерверк. Участники бальных действий одновременно являлись и зрителями.

Атрибутом любого бала были танцы. Молодые люди, не умеющие танцевать, не могли стать полноценными участниками бала. От успехов на бальном паркете порой зависело положение в обществе, карьера, выгодный брак. О дамах, которые много танцевали, одобрительно говорили – Не сходит с паркета или Не сходит с доски. Выражения У меня все танцы разобраны; Я все танцую означали, что девушка приглашена на все танцы, которые можно было обещать заранее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.