Кирьяновский подчерк

Все начинается с «Квадрата»

Известный российский краевед и публицист Александр Бобров рассказал мне любопытную историю о реставрации московских вокзалов – архитектурной гордости нашей столицы:

— Вы, кавминводцы, хоть знаете, кто реставрировал знаменитый Белорусский вокзал? Думаете, какая-нибудь крутая европейская фирма? Нет, ваша «Ремстройиндустрияцентр». Один смельчак забрался по лесам на 20-метровую высоту и начал обследовать лепнину и утративший первоначальное великолепие — советский белорусский герб. Это было начало грандиозной работы по реставрации вокзала. Пятигорчане восстановили лепнину, раздобыли сусальное золото, позолотили герб, отреставрировали памятник во всей первозданной красе. И, знаете, — не только этот. Вся деловая Москва благодарит директора фирмы и его сподвижников за настоящий подвиг. Ведь их силами еще сделаны ремонтные работы на Казанском, Курском и Павелецком вокзалах. А сколько труда вложено на Ярославском вокзале. Долго считалось, что под толстым слоем штукатурки ничего не скрыто. Сохранились старые чертежи и снимки, говорящие о другом. Реставраторы обследовали здание и выяснили, что в галерее колонны и лепнина упрятаны за стеной. Родился проект, по которому стена была удалена, и взору изумленной московской публики галерея предстала в первоначальном виде.

Путь в столицу к престижным и ответственным объектам, которые поручают лишь высоко зарекомендовавшим себя организациям мирового уровня, начался без малого двадцать лет назад. Тогда в Пятигорске силами Сергея Алексеевича Кирьянова и его товарищей был создан производственный кооператив «Квадрат». Шили одежду, ремонтировали телерадиоаппаратуру, асфальтировали дороги и тротуары, пока, наконец, не нашли свою практически никем не заполненную нишу – ремонт и реставрацию памятников архитектуры. Это потребовало не только классного владения всеми направлениями строительного дела, но и подлинно аналитического и научного подхода.

— Чтобы глубже понять технологию старых мастеров, нашим рабочим приходилось выпиливать образцы кладки, в тонкостях изучая их структуру, а специалистам пришлось наладить контакты с фирмами по производству лепнины и других атрибутов старины, — вспоминает начальник производственно-технического отдела Алла Нигорожина. – Это было трудно и сложно. Но дорогу одолевает идущий, поэтому не случайно, что в иных республиках Южного федерального округа подобных фирм нет вовсе, а в нашем Ставропольском крае их всего три. На профессиональном языке подобное характеризуется наличием лицензий на осуществление деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности, на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия и сертификатом соответствия согласно требованиям системы менеджмента качества (iso 9001:2000).

Путь «Квадрата» завершился превращением его из кооператива в многоотраслевое строительно-реставрационное предприятие.

В настоящее время фирма имеет собственную базу с цехами металлических и столярных изделий, выпуска стеновых и фундаментных блоков, блоков пенобетона, изделий из мрамора и гранита.

Преображая регион

Много ли сделано за минувшие почти два десятилетия? Десятки объектов как в Ставропольском крае, так и за его пределами. О кирьяновском почерке всерьез заговорили после реставрации Каскадной лестницы в парке и здания музыкальной школы в Железноводске. Потом последовали не менее ответственные объекты в Пятигорске – бывшая гостиница «Бристоль», суннитская мечеть и домик, в котором в 1912—1921 годах жил С. М. Киров во Владикавказе. Все – памятники федерального значения. В Пятигорске коллектив фирмы восстанавливал Академическую галерею, краевой театр оперетты, в Ставрополе – краевой драматический театр имени М. Ю. Лермонтова и мечеть.

И Кирьяновский почерк стал проявляться как виртуозное владение всеми строительными

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.