Классик русского портрета

Есть художники по преимуществу живописцы, и есть художники рисовальщики. Валентин Серов был и тем и другим. Таких неудержимых, страстных рисовальщиков в русском искусстве ХIХ века было двое: Репин и Серов. Последний перенял у своего учителя страсть к рисованию, найдя свой собственный, неподражаемый стиль. Увековечив свое имя как непревзойденный мастер портретной живописи, Серов оставил не менее значимые работы в жанрах русского пейзажа, графики, исторической и античной живописи.

В нынешнем году исполнилось 150 лет со дня рождения Валентина Серова. Тихий и скромный по натуре, он обладал непререкаемым авторитетом среди мастеров своего времени.
Родился Серов в Петербурге в семье известного композитора и музыкального критика Александра Серова. В сорок четыре года, будучи уже зрелым человеком и состоявшимся композитором, Александр Николаевич женился на своей семнадцатилетней ученице, талантливой пианистке Валентине Бергман. От этого брака родился единственный сын Валентин.
С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. Серовы жили открыто, их дом всегда был полон гостей — творческих и неординарных личностей. Чаще других заходили друзья отца: писатель Иван Тургенев, с которым он был наиболее близок, скульптор Марк Антокольский и художник Николай Ге, прививший маленькому Валентину любовь к лошадкам, которая сохранилась у него на всю жизнь.
В 1871-м, когда мальчику исполнилось шесть лет, его отец скончался. Валентина Семеновна, заметив любовь сына к рисованию, решила отдать его к одному из лучших художников того времени И. Репину. Так, в Париже у Валентина начались первые серьезные и регулярные уроки рисования.
Юный Серов получил в то благодатное время огромное количество ценных советов, которые помнил потом всю жизнь. Учитель позволял ему копировать свои работы, иногда задавал что-то нарисовать по памяти, но большую часть времени учил работать с натурой.
Осенью 1880 года Серов едет в Петербург, где блестяще выдерживает экзамен и становится учеником Академии художеств.
Здесь молодой художник завоевывает уважение, его талант вызывает восхищение.
«И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция — все было у Серова, и было в превосходной степени», — так говорил о нем его учитель Павел Чистяков. Он был первым, кто открыл Серову сокровища Эрмитажа и начал говорить о необходимости изучения старых мастеров. Ему художник обязан своей «вдумчивой» манерой письма.
«Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» сделали Серова знаменитым. В возрасте 22—23 лет он создал произведения, которые стали классическими в русском искусстве.
В 1900 году, порвав с Товариществом передвижных выставок, Серов стал официальным членом объединения «Мир искусства». Со свойственной ему добросовестностью он участвовал в мероприятиях: готовил выставки, пропагандировавшие достижения новейшего русского и в особенности западноевропейского искусства, добывал у меценатов деньги на издание журнала «Мир искусства». «Он как бы даже держался в тени, но значительность его… была исключительная», — вспоминал Александр Бенуа, лидер «Мира искусств».
Творчество мастера поражает многообразием. Но все же главным для художника на протяжении всей жизни оставался портрет. Серов, без сомнения, был первым портретистом своего времени. Его отличало глубокое проникновение во внутренний мир человека, он был непогрешимо правдив в своих характеристиках и с феноменальной требовательностью к себе стремился к полноте раскрытия образа. Художник написал огромную галерею портретов людей разных профессий и сословий, членов царской фамилии и удивительные детские образы, заслуженно считающиеся вершиной его творчества.
Подобно Репину, он любил рисовать только с натуры, и рисование от себя ему менее удавалось. Он всегда отказыв

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.