Королева поэзии

Трудно представить себе духовный мир нашего народа без Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока. И в этом ряду почетное место занимает имя Анны Андреевны Ахматовой, русской Сапфо, как ее стали называть уже в начале творческого пути. Сам Блок утверждал: «Ее стихи чем дальше, тем лучше». Россия подарила миру немало талантливых поэтесс, но только Ахматова удостоится высокого ранга — великий русский поэт.

Свою «Краткую биографию» она начала так: «Я родилась 23 июня 1889 года под Одессой. Мой второй отец был в то время отставным инженером-механиком флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север — в Царское село. Там прожила до 16 лет». Затем она переехала в Петербург, с которым окажется связанной почти вся ее жизнь. Она также призналась, что псевдоним заимствовала у своей прабабушки — татарской княжны Ахматовой, а настоящая ее фамилия — Горенко. Гимназическое образование она получила в Киеве. Первые стихи Ахматовой появились в печати в
1907 году. В ранней юности она познакомилась с Николаем Гумилевым, уже тогда известным поэтом, и в 1910 г. стала его женой. И хотя их брак спустя несколько лет был расторгнут, они на всю жизнь сохранят друг к другу самые теплые чувства.
Уже по первым сборникам Ахматовой «Вечер» (1912) и «Четки» (1914) стало ясно, что в русскую поэзию пришел большой поэт. Простота и прозрачность стихов этих книг, их доверительная интонация сочетались с подлинностью чувства и глубокой психологической правдивостью четко выбранных деталей. По существу, вместе взятые они образовали любовный «лирический роман».
Да и во многих других стихотворениях Ахматовой тема любви, в особенности любви неразделенной, станет главной. При этом в столь традиционной в поэзии теме она сумела открыть немало новых оттенков и граней, что вот уже
100 лет читатели ее стихов находят в них выражение самых сокровенных своих чувств. Вот несколько примеров ее открытий:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Или: Сколько просьб у любимой всегда,
У разлюбленной просьб не бывает.
Очень заметно изменилась поэзия Ахматовой во время Первой мировой войны и революции 1917 года: она стала говорить об истории и судьбе народа и страны. В те дни, когда многие из русской интеллигенции бежали за границу, для Ахматовой, как она сама заявила, «этот вопрос никогда не стоял»: «Не с теми я, кто бросил землю…» Однако и революцию она не славила и даже осуждала. «Все расхищено, предано, продано», — возмущалась она. И хотя газета «Правда» писала в это время о ней как о «первоклассном лирическом поэте», уже в середине 20-х годов стало побеждать «иное мнение», и советская критика начала травлю независимого поэта: стихи Ахматовой вдруг оказываются враждебными революционной действительности. Ее перестают печатать. Но ни каяться, ни сдаваться она не собиралась. Остановить работу уникального таланта, могучего интеллекта было невозможно.
Мало кому из современных читателей известно, что Ахматова не только великий поэт, но еще и крупный литературовед высочайшего класса, которым она стала в годы ее гонений. Она занялась переводами зарубежных поэтов, пишет статьи о Данте, Шекспире и целый ряд глубоких работ о Пушкине, внося ценный вклад в пушкиноведение.
«Двадцать лет я провела на диване», — с горькой шуткой констатировала Ахматова годы своего остракизма. И можно лишь поражаться тому, как, несмотря на все унижения, обливаемая потоками клеветы, она никогда не бросила ни одного упрека своей родине, и ее патриотические стихи — это не «голос о России», а голос самой России. Именно поэтому тема сталинского террора зазвучала в ее стихах уже в
1935 году, раньше, чем у других советских писателей. Но когда началась Великая Отечественная война, Ахматова сразу стала слави

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.