Лев Шабанов: «Дирижером я хотел стать прежде, чем научился играть на фортепиано!»

Занавес еще закрыт, но свет уже медленно убывает, так же как тают короткие секунды, что делят время на «до» спектакля и само действие. И в каждом зрителе в этот момент живет предвкушение встречи с прекрасным — опереттой, где много жизни, легкого юмора и музыки.
— Большая ошибка считать оперетту несерьезным, поверхностным жанром, — уверен главный дирижер Ставропольского государственного театра оперетты, заслуженный артист Грузии Лев Шабанов. — И не зря слова «опера» и «оперетта» — родственные. В музыкальной форме здесь тоже можно найти довольно глубокий смысл, ведь все классические произведения, будь то «Сильва» или «Мистер Икс», построены на контрасте. Переживания героев, конфликтные ситуации усиливают будущий финал, и, естественно, все это находит отражение в музыке.
Лев Шабанов, 14 лет стоящий за дирижерским пультом театра оперетты, может смело рассуждать об этом, тем более имея за плечами более чем солидный опыт служения музыкальному театру.
Лев Шабанов говорит без доли иронии: «Дирижером я хотел стать прежде, чем научился играть на фортепиано!» Это желание крепло, тем более, что в театре, куда отец часто брал его с собой, была возможность видеть исключительную дирижерскую работу подлинного мастера — народного артиста СССР Одиссея Димитриади:
— Он был очень артистичен, а его манера дирижирования просто гипнотизировала.
Это сильное впечатление врезалось в память. Но разве мог знать тогда еще пятилетний мальчишка, что в жизни случайное подчас перерастает в закономерное и их пути с мастером пересекутся в безусловном будущем — профессор тбилисской консерватории Одиссей Димитриади будет преподавать студенту фортепианного факультета Льву Шабанову.
А пока родители отвели сына на экзамен в центральную музыкальную школу и… озадачили педагогов — на все вопросы кандидат в ученики отвечал с опережением — абсолютный слух! Ему повезло с учителями. Первые уроки игры на фортепиано дала педагог, бесконечно преданная своей профессии и призванию. Тамара Пхакадзе имела обыкновение давать дополнительные занятия, да и во время урока не смотрела на часы, добиваясь результата в работе с учениками. Своего рода фанатизм ее воспитанник понял и оценил намного позднее, уже во время учебы в консерватории на фортепианном факультете. Педагог столь щедро поделилась своими знаниями и опытом, что потом, как говорит Лев Шабанов: «Мне нужно было просто расти как музыканту».
И все-таки стойкое желание дирижировать не отпускало. Снова учеба в консерватории, теперь уже на дирижерском факультете. А потом была стажировка в Большом театре и встреча с выдающимся советским дирижером, народным артистом РСФСР Альгисом Жюрайтисом.
— Он слыл человеком не слишком общительным, но мне повезло, мы нашли общий язык, — говорит Лев Шабанов, вспоминая, как доступно и просто Жюрайтис посоветовал ему, ищущему себя в профессии, «смотреть, как не надо делать, и поступать наоборот».
Более того, Жюрайтис доверил молодому дирижеру свой спектакль — оперу Верди «Травиата», которой Лев Шабанов с успехом дирижировал пять раз.
Это было трудное, но счастливое время. Блестящий дебют в опере «Кармен» — дипломный спектакль — и балет «Жизель» закрепили его позиции, но не стали гарантом творческого роста в Тбилиси. Вакансию дирижера ему предложили в Ереванском оперном театре.
Лев Шабанов ответил согласием и сразу начал трудиться много и плодотворно. Удивительно, как в сутках хватало часов: помимо основной работы — руководство камерным хором духовной музыки, зарубежные гастроли… Четыре года пролетели незаметно, и судьба, как река, снова изменила русло. Приглашение от маэстро Валерия Гергиева было неожиданным и радостным. При встрече главный дирижер Мариинского театра уделил своему молодому коллеге всего 15 минут, но они решили все. Так в жизнь Льва Шабанова вошла северная столица — Санкт-Петербург. Здесь е

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.