М. Ю. Лермонтов на КМВ

Такое название носит выставка, которая только что открылась в отделе «Дом Алябьева» Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова в Пятигорске. До обидного мало мы знаем сегодня о пребывании поэта на КМВ в летне-осенний период 1840 года. Материалы экспозиции помогают восполнить этот пробел.

Весной 1840 года за дуэль с сыном французского посланника де Барантом Лермонтов был переведен по «высочайшему указанию» из гвардии в Тенгинский пехотный полк на Кавказ. Поэту пришлось принять участие в целом ряде стычек и сражений, из которых самое значительное произошло 11 июля на реке Валерик. В промежутке между экспедициями (примерно со второй половины августа до середины сентября) поэт побывал на Кавказских Минеральных Водах. Существует четыре документальных свидетельства, подтверждающих этот факт. О пребывании М. Ю. Лермонтова в Пятигорске в 1840 г. говорит его рисунок из так называемого «Чеченского альбома» «Вид пятигорского бульвара». Надписи на двух совместных акварелях М. Ю. Лермонтова и художника Г. Гагарина (одна из них в настоящее время утрачена), выполненные на французском языке, являются подтверждением посещения и поэтом, и художником Кисловодска в 1840 году. Наконец, в письме А. А. Лопухину от 12 сентября
1840 года из Пятигорска М. Ю. Лермонтов сообщал: «Я теперь вылечился почти совсем и еду с Вод опять в отряд в Чечню…». Есть также и мемуарные источники, подтверждающие сведения о нахождении поэта на КМВ в 1840 г.
22 августа 1840 года в Кисловодске проходил бал, на котором, как вспоминала современница поэта Э. А. Шан-Гирей (ее редкая фотография экспонируется на выставке), якобы присутствовал Лермонтов: «В то время в торжественные дни все военные должны были быть в мундирах; а так как молодежь, отпускаемая из экспедиции на самое короткое время отдохнуть на воды, мундиров не имела, то и участвовать в парадном балу не могла, что и случилось именно 22 августа (день коронации) 1840 года. Молодые люди, в числе которых был и Лермонтов, стояли на балконе у окна, стараясь установить свои головы так, чтобы вышла пирамида; а как Лермонтов по росту был ниже всей композиции, то голова его пришлась в первом ряду, совсем на подоконнике, и его большие выразительные глаза выглядывали так насмешливо. Это всех очень забавляло, а знакомые подходили с ним разговаривать». Итак, свидетельство мемуаристки подтверждает присутствие поэта в Кисловодске в этот период.
Косвенным подтверждением этого же факта являются воспоминания генерала Е. И. фон Майделя, записанные первыми биографами поэта профессором П. А. Висковатовым и журналистом
П. К. Мартьяновым.
Среди экспонатов юбилейной выставки прежде всего привлекают внимание редкие материалы из фондов музея. Это портрет известного литературоведа П. Е. Щеголева, явившегося одним из авторов сценария первого фильма о
М. Ю. Лермонтове: «Кавказский пленник» (Ленфильм, 1929—1930 гг.), выполненный Ю. Анненковым в 1921 году. На выставке представлена серия уникальных фотографий, запечатлевших кадры из ныне утраченной киноленты о поэте.
Музей располагает еще одним редким подлинным портретом — Дмитрия Аркадьевича Столыпина (1818—1893), родственника М. Ю. Лермонтова. Этот акварельный портрет выполнен известным мастером XIX столетия Т. Райтом в 1844 году.
Д. А. Столыпин, передавая в 1882 г. в Лермонтовский музей в Санкт-Петербурге совместную акварель М. Ю. Лермонтова и художника Г. Гагарина, писал: «Прилагаю еще акварель, нарисованную Лермонтовым, и красками
кн. Гр. Гагариным. Расскажу в кратких словах сюжет: в одной рекогносцировке число войск наших было мало, когда появились толпы лезгин; начальник отряда дал приказание казакам зажечь степь. Лермонтов, возвращаясь после данного ему поручения к начальнику, который виден стоящим со свитою на кургане, увидел изображенную сцену. Один лезгин проскочил сквозь пламя и, напав на двух наших к

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.