Манящие миры Севера

На днях в пятигорском парке культуры и отдыха звучали чукотские бубны и варганы. Гости с Крайнего Севера, Дальнего Востока и из Забайкалья, национальные ансамбли песни и танца «Сыра,СЭВ» (снежинка), «Чукотка» и группа «Намгар» не только разогнали тучи над городом, но и поразили жителей курорта и отдыхающих необычным пением, зажигательными танцами и экзотическими костюмами.
Рожденная варганом мелодия уносила присутствующих в миры, где над бескрайними снежными просторами играет и переливается северное сияние — вечная тайна природы.
Участники V фестиваля «Манящие миры. Этническая Россия» подготовили программу «Под бубен вечного аргиша». В приблизительном переводе «аргиш» означает «путь». Но философских и буквальных значений у этого слова не меньше, чем у китайского «дао». Аргиш — весь жизненный путь жителя Заполярья. Это целый цикл действий от сбора в дорогу, в длительное кочевье, до прибытия на очередное зимовье, это тысячекилометровые переходы северного человека и его ближайшего друга оленя по бесконечной заснеженной лесотундре в поисках нового уютного места, где можно остановиться, поставить чум, некоторое время пожить, а потом — опять в бесконечный аргиш. Весь двадцатый век, переломный в жизни северных народов, прошел где-то рядом с ним, но своим, отдельным аргишем, не поколебав жизненных устоев коренного северянина и не особенно задев его моральные принципы. А мерило его ценностей по-прежнему тихо щипало ягель, рождалось на свет, иногда погибало в пасти жестокого зверя, полярного волка, но чаще вырастало в красивое животное, ласковое и дружелюбное, а после смерти бесследно растворялось в человеческом быту, отправив бессмертную душу в вечный аргиш к Праматери — Белой оленихе.
Зачарованные зрители не могли оторвать глаз от сцены, на которой артисты в национальных костюмах танцевали так, будто принимали участие в древних ритуалах. Это и не удивительно, поскольку элементы шаманизма сохранились не только в народной культуре, но и в повседневной жизни жителей Севера. Шаманизм является древнейшей системой знаний о себе и мире. Его следы присутствуют во всех существующих религиозных и философско-мистических направлениях, в том числе современных. Несмотря на несколько тысяч лет истории, шаманизм не потерял актуальности и на сегодняшний день.
Под аккомпанемент бубна и варгана на сцене совершалось священное действо, небо прояснилось, а завороженные зрители с восторгом встречали каждого участника.
Жаркие пляски холодного Севера покорили всех присутствующих. В основу танцев народов Заполярья и Северо-Востока заложены сюжеты из традиций и обрядов, связанных с исконным бытом и образом жизни людей: ритуалы шамана, обряд посвящения в воины, картины народных праздников, культ охоты. Единение с природой отражается в подражании повадкам птиц и зверей, ставших элементами плясок. Движения танцовщиц отличаются плавностью, изяществом, грациозностью и женственностью, а мужчины демонстрируют основательность, силу, ловкость и достоинство. Танец состоит из множества простых элементов, соединенных в единый ритмический рисунок. Его характерной особенностью является северная пластика, которая, по мнению специалистов, способствует снятию напряжения, предупреждает стресс и гармонизирует внутреннее пространство.
Женщины Севера, желая привлечь к себе внимание мужчин, используют элементы горлового пения — то высокие, то низкие гортанные вдохи и выдохи. Тут и вскинутые руки на бедра, их резкие движения из стороны в сторону, горячие взгляды. Эскимосская и чукотская женщина в танце раскрывает свою душу мужчине, особенно любимому: глаза ее лучатся, на лице улыбка. А нелюбимому женщина даст понять, что отвергает его притязания: бровью сердито поведет, глаз сощурит так, точно видит перед собой нехорошее, а движения ее будут резкими, будто она вырывается из объятий.
Северные танцы отличаются экзотичность

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.