Медовый спас

Август — месяц трех Спасов, любимейших православных праздников в России. Это праздники урожая «Спас — всему час!» — говорили в древности. И еще бытовала поговорка «Вольному воля, а спасенному — рай!», то есть, главное для каждого человека — это спасение. Православные христиане верят в спасительную силу Сына Божиего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, Им и посвящены все три Спаса: Медовый — 14 августа, Яблочный — 19-го, Хлебный (ореховый) — 29-го.
14 августа начинается Успенский пост, посвященный Успению Божией Матери. Ежегодный двухнедельный. Таким образом, празднования двух Спасов совершаются в дни строгого поста, и, тем не менее, это праздники русской трапезы и русской души. Они имеют церковную и народную идею, которые тесно переплетены, и их нельзя отделять друг от друга.
Первый Спас — Медовый, так как именно в середине августа пчеловоды выламывают первые соты с медом и освящают их в храмах. Церковное название праздника — Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. На Руси он утвержден в 12-м веке в честь победы великого князя Андрея Боголюбского над каменскими болгарами, не христианами. Накануне битвы князь всю ночь молился перед Владимирской иконой Божией Матери и Крестом Господним. Вседержитель внял молитвам его, и князь разбил войско поганых. В день же славной победы совершилось великое чудо: от лика Спасителя на княжеском стяге, от Креста и иконы излился неземной свет и озарил русские полки. То было чудесное знамение, и в память о нем на Руси появился праздник со всенародным поклонением Кресту и Всемилостивому Спасу.
В этот день вспоминают и о Великом Крещении Руси князем Владимиром Красное Солнышко в 988 году.
По церковному уставу в этот день освящаются мед и вода. В старину все три Спаса праздновали в полях, садах, огородах, пасеках, куда толпами шли после праздничной литургии. Веселиться продолжали в домах. Трапезничали за столом, накрытым белой скатертью, не красной или разноцветной, а обязательно белой, ибо на Руси издревле этот цвет — сакральный, особо почитаемый. На скатерть ставили хлеб, соль, святую воду, горячую пищу и огарочек пасхальной свечи. Царем торжества был мед и изделия из него.
Глава семьи обходил вокруг стола с зажженной свечой, с молитвой окроплял его святой водой, и только после совершения этого православного обряда семья приступала к постной праздничной трапезе: без мяса, молока, яиц, сдобы. Отмечали наступление поста, в течение которого столы даже самых бедных крестьян и горожан ломились от обилия картофеля, постных пирогов, хлеба, фруктов, овощей и меда.
В России был святой обычай: весь август одаривать бедных, то есть, простонародье потчевалось вкусненьким со столов князей, бояр, купцов, помещиков. На первый Спас щедро угощали медом — «На первый Спас и нищий медку попробует!». Бедняков угощали медовым квасом и даже горячим сбитнем — национальным напитком из подожженного меда, лекарственных трав и пряностей. Добавляли в сбитень и дорогостоящее господское вино.

Татьяна Абрамова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.