Миланский художник, зарисовавший дом в Пятигорске

Осматривая экспозицию Пятигорского музея-заповедника М. Ю. Лермонтова, посетители подолгу останавливаются у копии с акварельной работой художника Людвига Осиповича Премацци.
Она притягивает внимание тем, что на ней изображен тот самый дом, в котором сегодня располагается литературный отдел музея, а в 1841 году он принадлежал генералу П. С. Верзилину, наказному атаману Кавказского Линейного войска. Здесь на одном из домашних вечеров произошла роковая ссора М. Ю. Лермонтова с Н. С. Мартыновым, приведшая к дуэли и гибели русского поэта.
По рассказу Эмилии Александровны, которая была очевидицей ссоры, в тот роковой вечер «ничего злого особенно не говорили, но смешного много; но вот увидели Мартынова, разговаривающего очень любезно с младшей сестрой моей Надеждой, стоя у рояля, на котором играл князь Трубецкой. Не выдержал Лермонтов и начал острить на его счет, называя его «горец длинный кинжал». Надо же было так случиться, что, когда Трубецкой ударил последний аккорд, слово «кинжал» раздалось по всей зале. Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом, он подошел к нам и голосом весьма сдержанным сказал Лермонтову: «Сколько раз просил я вас оставить свои шутки при дамах», — и так быстро отвернулся и пошел прочь, что не дал опомниться Лермонтову: после уже рассказали мне, что, когда выходили от нас, то в передней же Мартынов повторил свою фразу, на что Лермонтов спросил: «Что ж, на дуэль что ли вызовешь меня за это?», Мартынов ответил решительно: «Да!» — и тут же назначил день».
Весной 1883 г. Л. О. Премацци по просьбе Лермонтовского музея при Николаевском кавалерийском училище сделал акварель с рисунка
М. Зичи (1881 г.), на котором был изображен этот дом. Сегодня она хранится в Институте русской литературы Российской академии наук (Санкт-Петербург). Но следует сказать о том, что и сам Премацци много путешествовал. Крым, Кавказ, Швейцария, Италия, Испания были объектами его художественного интереса. В 1874-1877 он находился при дворе великого князя Михаила Николаевича, наместника на Кавказе и главнокомандующего Кавказской армией. В 1887 был опубликован «Каталог акварельным рисункам, писанным с натуры профессором живописи Л. О. Премацци в бытность его на Кавказе в 1874-1877 годах».
Что же сегодня известно о художнике, зарисовавшем историческую постройку в Пятигорске? Л. О. Премацци — известный акварелист, родившийся в Милане 30 января 1814 г. Образование он получил в Миланской академии художеств. Приехал Премацци в Россию, по одним источникам, в 1834 г., а по другим — в 1848 г.; во всяком случае, в 1848 г. он состоял уже учителем рисования в доме княгини Изабеллы Гагариной. Рисуя однажды, в 1850 г., с натуры вид Монплезира в Петергофе, он обратил на себя внимание Императора Николая Павловича, который раньше уже видел его акварельный рисунок в альбоме великой княгини Марии Николаевны. Государь заказал художнику несколько акварельных рисунков павильонов «Озерки», в Александрии, а затем пятнадцать видов Кронштадтских военных сооружений. Премацци особенно прославился перспективными видами императорских дворцов и с тех пор постоянно получал заказы от всех членов Императорской Фамилии и от представителей высшей аристократии. В 1851 г. он представил в Академию художеств несколько акварельных перспективных видов и просил задать ему, в виде программы на звание академика, «Вид внутренности церкви Конно-Гвардейского полка», за который, 6 октября 1854 г. он и был признан «академиком по перспективной живописи», а в 1861 г., за три вида на даче г. Новосильцова, в Царском Селе, получил звание профессора по перспективной акварельной живописи. После того он давал уроки рисования акварелью в Павловском институте (1865-1867 гг.), в костюмных классах Академии художеств (1871-1872 гг.); преподавал акварельную и декоративную живопись. С декабря 1852 по 1861 Премац

Екатерина Соснина, 
кандидат исторических наук,
доцент, ст. научный сотрудник
Государственного музея-заповедника
М. Ю. Лермонтова в Пятигорске.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.