Музей дает твердые ориентиры

На днях в Доме-музее Алябьева было особенно многолюдно, но не посетители, а музейные работники со всей России решили собраться в привычной для них обстановке, чтобы обсудить положение дел в храмах культуры. XXV творческий проблемный семинар им. Н. В. Шахаловой решено было провести именно в Пятигорске, поскольку в эти октябрьские дни отмечалось 195-летие со дня рождения Михаила Лермонтова.
Каждый год организаторы избирают основную тему семинара. На сей раз выбор остановили на проблеме «Литературно-мемориальных музеев в контексте современной культуры».
На семинаре присутствовали представители московского Государственного литературного музея, сотрудники музеев КМВ, Московской и Рязанской областей, Саратова, Татарстана, Республики Коми.
К участникам обратился помощник руководителя администрации Пятигорска Вячеслав Ребиков: «Рад приветствовать вас на гостеприимной кавказской земле в славном городе Пятигорске, известном как колыбель таланта Михаила Юрьевича Лермонтова. Администрация Пятигорска большое внимание уделяет памятникам истории и архитектуры, а также местам, связанным с именем гения. Надеюсь, у гостей курорта будет возможность осмотреть достопримечательности Пятигорска и убедиться в моих словах».
Заместитель директора Государственного литературного музея по научно-методической работе Елена Михайлова сообщила, что подобные семинары проводятся на протяжении 25 лет. Их организатором была Наталия Владимировна Шахалова — директор Государственного литературного музея до 2006 года, теперь семинары носят ее имя.
«Круг вопросов, требующих рассмотрения, достаточно широк, и было бы неправильно пытаться дать на них исчерпывающие ответы. Собираясь, мы стремимся обозначить лишь магистральные направления, раскрывающие роль музея в социокультурном развитии на современном этапе», — пояснила Елена Дмитриевна. «Речь прежде всего идет об образовательной функции, сотрудничестве и сотворчестве музейного работника и посетителя, а это требует разработки специальных программ и проектов с учетом психологических, социологических характеристик нашей аудитории. Создание интерактивных экспозиций, внедрение музейно-педагогических методик, предусматривающих ознакомление с пространством музея, способствуют преодолению пассивно-созерцательных форм восприятия исторической информации. Сейчас аудиторией музея любого вида и профиля являются дети всех возрастов, включая дошкольников. Следовательно, наша задача в сотрудничестве со школой приобщать учащихся к культуре, искусству, общечеловеческим ценностям, используя музейные экспонаты, а также научить воспринимать культурное наследие как часть настоящего. В своей деятельности работники музеев используют всевозможные формы коммуникации с разными возрастными категориями посетителей. Наиболее специфичными являются экспозиции и выставки. Сфера массовой работы должна рассматриваться в неразрывной связи с другими направлениями деятельности музеев в общей системе учреждений культуры, образования».
На семинаре много говорилось о роли музеев в современном обществе.
Директор Государственного литературного музея Марина Гомозкова подчеркнула, что задача литературно-мемориальных музеев не только собирать и хранить исторические ценности, но стать путеводителем по истории, способным удовлетворить познавательные и общеэстетические потребности человека, повысить его интеллектуальный уровень, сформировать восприятие культурно-исторической среды. Поэтому деятельность учреждений не должна сводиться только к комплектованию фондов, организации выставок и экскурсий. Необходима серьезная научно-исследовательская, просветительная и культурно-образовательная работа.
Присутствующие посмотрели фильм о Государственном литературном музее и его бывшей хозяйке Наталье Шахаловой, в ведении которой были обширные архивные фонды и более десяти филиалов.
Участники семинара согласились с тем, что будущее музеев зависит от эф

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.