Наследие улицы Шоссейной

Уверен: далеко не каждый пятигорчанин, даже хорошо знакомый с городом, знает об улице Шоссейной. Нет, не о нынешней, маленькой улочке станицы Горячеводской. А о той, что пересекала центральную часть Пятигорска и играла чрезвычайно важную роль в его жизни. А между тем, все мы чуть ли не каждый день проходим или проезжаем по этой улице, правда, зная ее, как Октябрьскую.

«Но позвольте, — возразят мне знатоки пятигорской истории, — Октябрьская же раньше называлась Эмировской!». Верно. Но лишь после того, как на ней устроил свою резиденцию Его Высочество Сеид-Абдул-Асадхан, эмир Бухары. А до этого улица именовалась Шоссейной. Почему? Об этом немного позднее – ведь и быть Шоссейной судьба определила ей не сразу.

Если бы этой улице дали имя вскоре после рождения, ее следовало бы наречь… Базарной или Торговой. Ведь первыми, еще в 30-х годах XIX столетия, на ней поставили свои дома купцы Попов и Никитин – приблизительно там, где сейчас расположен магазин «Детский мир». В последующие десятилетия эти дома положили начало южной стороне улицы, северную сторону которой заняла Базарная площадь. Именно сюда было перенесено пятигорское торжище после того, как его прежнее место отвели под строительство Спасского собора.

Появление базара придало ярко выраженный торговый характер будущей улице и существенно повлияло на быструю ее застройку. Если взглянуть на планы Пятигорска 1850-х годов, увидим, что она опередила в своем развитии даже будущий наш главный проспект – и протянулась дальше на запад, и застроена была к тому времени гораздо плотнее. Видимо, это потому, что населяли ее, в основном, скорее всего, люди торговые – купцы, их приказчики, владельцы «транспортных предприятий», доставлявших товары, — ну, а это народ предприимчивый, бойкий, денежный.

Следующее событие, существенно сказавшееся на судьбе улицы, произошло в 1875 году. Железнодорожная линия Ростов-Владикавказ связала Кавказские курорты с центральной Россией. Но от самих городов Кавказских Минеральных Вод она прошла в стороне. Чтобы доставить пассажиров «чугунки» на курорты, правление Владикавказской дороги обязалось организовать движение дилижансов, построив для них благоустроенные шоссе. Достигнув Пятигорска, это шоссе положило начало Воронцовскому проспекту (ныне — проспект 40 лет Октября). Там, где оно выходило к северной границе будущей Александровской площади, было построено здание Почтовой станции. (Сегодня на этом месте — на углу проспекта 40 лет Октября и улицы Октябрьской — стоит жилое здание, построенное в 1950-е годы). От Почтовой станции до курортного района пассажиры добирались на извозчиках, которые везли их на восток, как раз по нашей улице, мимо базара.

А для дилижансов, направлявшихся далее, в Ессентуки и Кисловодск, шоссе было проложено в западном направлении, став как бы продолжением этой улицы, которая именно поэтому и получила название Шоссейной. Теперь улица стала служить городу и как транспортная магистраль. И, разумеется, застройка ее пошла быстрее, чем раньше, особенно после того, как с начала 1890-х годов на Ярмарочной площади началось сооружение железнодорожного вокзала. К наступлению ХХ столетия улица уже дотянулась до Привокзальной площади.

Имелись на ней не только жилые дома, но и здания общественного назначения. Вместо Почтовой станции, потерявшей свое значение с прокладкой железной дороги, здесь появилось нескольких гостиниц, аптека. В одном из домов усадьбы, стоявшей на пересечении с Ермоловским проспектом, действовала первая в городе типография контрагента (арендатора курортов) А. М. Байкова. В середине квартала между Емануелевским и Вельяминовским проспектами (ныне — проспекты Малыгина и Горького) расположилась Мещанская управа, при которой действовало Мещанское училище. В жилом доме, стоявшем на пересечении с Ермоловским проспектом, в течение нескольких лет работала греческая национальная школа. А напротив, в доме Сеферова, действовала частная

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.