Новая идеологическая модель в российском общественном сознании

Наслаждение новой буржуазностью на первый взгляд не очень заметно. Но если сравнить основные советские и современные базовые публикации, сразу станет понятно, что в российском общественном сознании возобладала новая идеологическая модель.

В советском обществе четко прослеживалась национальная идея и экономическая программа развития – это построение социализма сначала в отдельно взятой стране, а затем и в международном масштабе. Сегодня все это дискредитировано («социализм с перекошенным лицом», «халтура плановой экономики» и пр.) и вытеснено рыночной моделью социума как светлое будущее. Наши влиятельные идеологи на разные лады утверждают, что для России не годится западный, т. е. европейский, путь развития. Восточный, азиатский, впрочем, тоже не годится. А какой годится? А тот загадочный, который умом не понять. Любопытно, что поиски этого недоступного уму пути всерьез никогда не велись: даже самые оголтелые его сторонники в глубине души прекрасно понимали, что мираж потрогать нельзя. Но понимали и другое: стремление к миражу престижно и выгодно, ибо вполне позволяет его трубадурам жить интересно и безбедно. Они, кстати, и сейчас живут безбедно, а время от времени даже проходят в Думу. Прибалты же, о мировом господстве никогда не мечтавшие, едва освободившись, единодушно выбрали европейский вариант – то есть путь к процветанию на базе свободного рынка, частной инициативы и демократической формы правления. Европейская традиция оказалась результативней подземных богатств… (Л. Жуховицкий).

Так, новая политико-экономическая задача (построение свободного рынка) для своего решения требует и нового типа современной личности, то есть типичного представителя определенной социальной группы, узнаваемого по специфическим характеристикам поведения и ориентации. Например, это русский интеллигент, английский аристократ, немецкий офицер. Подобная личность представляет собой прототипный образ, границы которого весьма вариативны… Модельная личность представляет собой стереотип поведения, который оказывает существенное воздействие на культуру в целом и служит своеобразным символом данной культуры для представителей других этнокультур.

В советскую эпоху модельной личностью являлся «советский человек» (коммунист, комсомолец, активный член общества), получивший в перестройку номинацию «совок» («Все мы из того же совка» — АиФ). Сегодня в качестве модельной личности предлагается тип «нового русского» (успешного предпринимателя, политика, шоу-бизнесмена).

Моральные и духовные качества этого типа личности прямо противоположны характерным качеством модельных личностей предшествовавших эпох. Это действительно новый русский, не имеющий ничего общего не только с советским русским, но и со старым русским буржуазного дореволюционного общества, так как у него нет четких моральных принципов, что и фиксирует современная публицистика: «Макаревич для поколения тридцатилетних всегда служил мерилом качества жизни и допустимых компромиссов с совестью. Бывший музподпольщик и бунтарь, властитель дум и просто хороший поэт в одночасье превратился в добропорядочного сытого буржуа. Он увлечен дайвингом и кулинарными рецептами, путешествиями и дорогими авто, время от времени (в качестве хобби) пописывает умные песни. Сегодня он может позволить себе спеть «не надо прогибаться под изменчивый мир», а затем пригласить к себе в телепрограмму, например, вчерашнюю «фабрикантку» Юлию Савичеву и натужно улыбаться в эфире. Как бы говоря зрителям: а как вы хотите, я тоже вынужден блюсти корпоративные интересы канала, раскручивающего «фабричных» выпускников» (АиФ).

В глазах россиян богатые – это стремящиеся к власти энергичные и инициативные люди, довольно жадные к деньгам, не особо заботящиеся о судьбах своей страны и не слишком порядочные, но при этом образованные, отличающиеся профессионализмом и трудолюбием (по данным Института комплексных социальных исследований РАН).

Выдвижени

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.