Новый турпродукт для малого бизнеса

В Ессентуках прошла научно-практическая конференция «Туристско-рекреационный потенциал как основа для развития малого бизнеса». На ней ученые пятигорского филиала Российского экономического университета им. Плеханова и представители малых предприятий КМВ анализировали перемены, происходящие на туристическом рынке, и определяли стимулы и перспективы на будущее.
Изменения, связанные с экономическим кризисом, закрытием самых доходных направлений (Турция, Египет) увидели, почувствовали все участники конференции. И поскольку с вековой мудростью «Не можешь повлиять на обстановку — поменяйся сам» спорить трудно, в необходимости пересматривать собственные приоритеты никого не пришлось убеждать. Тем более, что в принципе изобретать-то ничего не надо. Проектный менеджер Юлия Ильяева напомнила всем, что мировая практика демонстрирует высокий потенциал именно маленьких компаний. Тех, что формируются из своих средств, поддерживаются семьей, тех, в которых руководитель сам участвует во всех бизнес-процессах. Подобные компании более мобильны и адаптивны, можно сказать, живучи, хотя и у них есть уязвимые места. Прежде всего, это дефицит кадров и ресурсов.
Горный туризм — самый распространенный на Северном Кавказе, и в ближайшее время, считают специалисты, он останется наиболее перспективным. А вот второе место будет у агротуризма! И это не только у нас, это мировая тенденция. СМП (солнце, море и песок) уверенно вытесняет ПДТ (пейзаж, досуг, традиции).
Агротуризм (другими словами — сельский, зеленый, этнографический, гастрономический) — это когда турист едет в сельскую местность, на ферму, знакомится с местной культурой и местными обычаями, принимает участие в традиционном сельском труде. Этот вид отдыха хорошо развит в Испании, Италии, Франции.
Сегодня лидерами туристического рынка в России вновь становятся российские курорты — Краснодарский край, КМВ, Калининград. Агентства и даже операторы закрываются, между оставшимися усиливается конкуренция.
Как быть? Сегментировать рынок, — подсказывает специалист по маркетингу, доцент РЭУ им. Плеханова Ирина Долгова. Придумывать туры, привязанные к дате, событию, способу передвижения, социальному статусу. И торопиться, а то обгонят. Ростов Великий, например, объявил себя всероссийским центром венчания. Кстати, кто-нибудь предлагал специальные туры для женской компании в три-четыре человека? А ведь это тенденция: в регионе гораздо больше одиноких женщин, чем мужчин, и они любят открывать мир в обществе подруг.
Туризм — это та сфера, где люди выбирают турпродукт посредством личного общения, а вовсе не через буклеты и журналы. А значит, фирмы должны сейчас уподобляться клубу, где в офисе на праздники и «круглые столы» собираются клиенты. И хорошо, если бы им, бывалым и постоянным путешественникам, на сайтах нашлось место — для их личных регулярных страничек, где бы они делились впечатлениями и размещали свои фотографии.
Именно кризис заставляет шевелить мозгами, упорствовала маркетолог. Вспомните 1998 год, выжили именно те, кто развивал маркетинг! Как привлечь предпринимателей в сферу туристского бизнеса? Проектный менеджер Юлия Ильяева после многолетнего поиска оптимальной модели эффективного развития турбизнеса считает, что таким механизмом будет обладать многофункциональный центр (МФЦ). Он просто необходим, когда доля малых семейных фирм возрастает. Согласитесь, трудно где-нибудь в поселке Дагестана найти необходимого специалиста, за бухгалтером надо ехать за сто километров… Малому предприятию не нужно будет содержать в штате бухгалтера, менеджера… Большинство операций можно переложить, причем виртуально, на плечи центра. А существовать он будет на агентские отчисления. Но и многое делать бесплатно — конкурсы, выставки…
К прогнозам и рекомендациям специалистов представители малого бизнеса отнеслись с интересом. Перестроятся ли, примут ли их во внимание? Наверное, не сразу. Ведь всегда тем, кто выдвигает свежие идеи, сначала говорят: «Не может быть!» Через некоторое время: «В этом что-то есть», — и уж затем — «Так и должно быть». Но очень хочется, чтобы промежутки между озарениями были короче.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.