О тарифах на услуги ЖКХ и платежной дисциплине

Критическое финансовое состояние ЖКХ – одна из самых острых тем сегодняшнего дня. Вопреки усилиям властей и ресурсоснабжающих организаций, ситуация с долгами и убытками в этой сфере все еще остается очень сложной.

В своем ежегодном отчете перед Думой края о работе Правительства Ставрополья за 2015 год губернатор Владимир Владимиров также говорил о формировании тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Глава региона подчеркнул, что предприятия ЖКХ видят ресурс своего развития исключительно в деньгах потребителей услуг, в то время как снижение доходов населения, которое отмечается в последнее время, для ряда граждан сделало оплату «коммуналки» практически непосильной.

– Я предлагаю подойти к проблеме с другой стороны. Предложить «затянуть пояса» не людям, а самим коммунальным предприятиям. По крайней мере, на ближайшие год-два. Уверен, что есть возможность оптимизировать инвестиционные программы, пересмотреть расходы, повысить рациональность использования ресурсов. Сверхцель одна – обеспечить минимальный рост коммунальных тарифов в крае, – заявил губернатор и добавил: – Ставрополье – часть Северного Кавказа, но по цифрам тарифов на коммунальные ресурсы мы сильно опережаем многих наших соседей. Диспропорция стала возможной вследствие особенностей регулирования на федеральном уровне. И я буду добиваться, чтобы «правила игры» стали едиными для всех регионов округа, чтобы потребители Ставрополья не платили больше, чем люди, живущие в соседних субъектах.

–На днях в Пятигорске обсудить проблемы неплатежей за услуги ЖКХ в регионе собрались представители органов власти субъектов СКФО, в том числе первый заместитель министра ЖКХ Ставропольского края Ольга Силюкова, сотрудники ресурсоснабжающих предприятий, руководители управляющих компаний, члены общественных организаций, эксперты и журналисты. «Неплатежи: как переломить ситуацию в ЖКХ на Северном Кавказе?» — так звучала тема «круглого стола», организованного газетой «Коммерсант-Юг» для всех заинтересованных участников рынка.

–Модератор мероприятия, генеральный директор Центра развития коммуникаций ТЭК Ирина Есипова в своем вступительном слове коротко обрисовала ситуацию в электроэнергетике и состояние платежной дисциплины. На конец апреля задолженность на розничном рынке достигла 200 млрд рублей, прирост с начала года – 32%. Первый заместитель генерального директора МРСК Северного Кавказа Иветта Тхакахова сообщила, что долг конечных потребителей электроэнергии перед группой компаний МРСК Северного Кавказа достиг 17,2 млрд руб., его прирост с начала года – 809 млн руб. Списана нереальная ко взысканию задолженность в объеме 1,2 млрд руб. Накопили задолженность предприятия ЖКХ в размере 4,3 млрд руб., а также уже не функционирующие энергосбытовые компании (задолженность 5,9 млрд руб). Среди основных должников Чеченская Республика – свыше 7 млрд. руб., Республика Дагестан – более 5 млрд руб., Ингушская Республика – почти 2 млрд руб. и другие.

На этом фоне Ставрополье выглядит достаточно уверенно. По словам первого заместителя министра ЖКХ Ставропольского края Ольги Силюковой, уровень сборов с населения за предоставленные услуги ЖКХ ежегодно более 95%. Есть и должники, но их всего 5%, а вот злостных не более 1%.

— За электроэнергию население Ставрополья платит практически в полном объеме. Есть вопросы к «Крайводоканалу». Предприятие на сегодняшний день имеет задолженность в размере более 200 миллионов рублей в целом, в том числе «Пятигорским электросетям» и «Ставропольэнергосбыту». Однако этот вопрос находится на контроле правительства края. Еженедельно ведется мониторинг, ситуация отслеживается, принимаются меры, составляются графики платежей по долгам для своевременного расчета. Главное, сегодня Ставрополье не является проблемным регионом, — подчеркнула Ольга Александровна.

Журналисты задали вопрос Ольге Селюковой о цене на воду, она является самой высокой в регионе. Жители Ставропольского края платят за нее гораздо больше, чем соседних республик.

ЖВопрос в доставке воды, — пояснила 1-й замминистра ЖКХ СК. – В крае работает трубопроводная система — 16 тыс. км протяженность сети, обслуживание которой очень затратно. Эксплуатация сетей требует больших расходов. Все затраты проверяются региональной тарифной комиссией. Необходимо также учесть издержки, связанные с зарплатой сотрудников, которые следят за состоянием сетей. Для удешевления стоимости данных услуг требуется реализация инвестиционных программ. Следовательно, и привлечение частных инвесторов. Вместе с тем, передача объектов госсобственности в частные руки, как показала практика, имела весьма плачевные результаты. Учитывая это, в законодательство были внесены изменения, и в настоящее время можно рассматривать вопрос о привлечении частных капиталов на нерентабельные участки с тем, чтобы сократить издержки путем проведения мероприятий по модернизации – замены сетей, оборудования, которое позволит экономить электроэнергию.

В ходе дискуссии за «круглым столом» высказывались мнения касательно взаимодействия сетевых и сбытовых компаний, РСО и УК в свете закона об укреплении платежной дисциплины. Дело в том, что с 2016 года введен новый порядок расчета пени по долгам за коммунальные услуги. Теперь копить их совсем невыгодно – начисляется процент, соответствующий банковским кредитам. Для населения, ТСЖ и ЖСК в первый месяц пеня не взимается, с 31 по 90 дни она составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ в день, с 91 дня – 1/130 ставки рефинансирования. Для управляющих компаний, тепло- и водоснабжающих предприятий пеня с первого по 60 дни просрочки составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, с 61 по 90 день – 1/170 ставки рефинансирования. А с 91 дня просрочки она уже будет 1/130 ставки рефинансирования в день.

Пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования соответствует 13,4% годовых. Ставка неустойки в 1/170 будет соответствовать 23,6% годовых. Это увеличение затронет население, ТСЖ, ЖСК, управляющие компании, тепло- и водоснабжающие организации в первые месяцы просрочки платежа. Ставка пени в 1/130 ставки рефинансирования будет соответствовать 30,9% годовых.

Иными словами, с 1 января этого года согласно Федеральному закону № 307-ФЗ должники перед поставщиками энергетических ресурсов начали получать платежные документы с увеличенной пеней.

С 1 июня в России начинает действовать упрощенная процедура взыскания долгов за жилищные и коммунальные услуги. Теперь, если сумма долга не превышает 500 тысяч рублей, коммунальщикам достаточно будет обратиться в мировой суд по месту жительства должника. Суд на основании представленных документов и без вызова сторон в течение пяти дней вынесет судебный приказ. Конечно, отключение света или воды — уже достаточно действенная мера, чтобы вразумить должника. Но если она не работает, коммунальщики могут обратиться в суд за взысканием долга. Причем по новому порядку судья выносит решение единолично, на основании представленных ему документов. Вызывать стороны он не обязан.

Кроме того, нет необходимости затевать судебные процессы с каждым жильцом. Заявления о взыскании долгов они могут готовить «оптом». В законе говорится, что взыскиваться могут как деньги, так и движимое имущество. Но материальные ценности изымут за долги только в том случае, если другие способы погасить задолженность не дали результата.

Однако Ольга Селюкова подчеркнула, что край не спешит приступать к жестким штрафным санкциям, отдается предпочтение досудебным разбирательствам. В настоящее время идет активная информационно-разъяснительная работа с населением.

— Губернатор поставил задачу создать единый региональный расчетно-кассовый центр в помощь управляющим компаниям для своевременных расчетов с ресурсоснабжающими организациями. Ведь управляющие компании, получив деньги с населения, не всегда стремятся сразу же рассчитаться за оказанные коммунальные услуги, — подчеркнула 1-й замминистра ЖКХ СК.

Предполагается, что РРЦ станет инструментом, который позволит не только избавить людей от необходимости бегать в четыре-пять инстанций и тратить время в очередях, но и взять под контроль государства прозрачность начислений за «коммуналку». Цифры в платежках будут выставляться в строгом соответствии с правилами, а не так, как хочется тому или иному исполнителю услуг. Иными словами, РРЦ – это государственная гарантия сохранности средств населения. Оплачивая «коммуналку» через офисы регионального расчетного центра, люди могут быть уверены, что оплата дойдет до адресата, а не растворится вместе с управляющей компанией.

Минстрой РФ сейчас прорабатывает вопрос прямого заключения договоров на оказание услуг между потребителем и ресурсоснабжающей организацией. Ведомство подготовило к внесению в Правительство РФ поправки, которыми из цепочки оплаты оказанных коммунальных услуг исключается звено в виде управляющей компании. Документ может быть принят уже до конца года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.