Объединяла древняя дорога

Две улицы

Трудно найти в Пятигорске две улицы, столь не похожие одна на другую, как эти. Одна проходит по окраине и тянется чуть ли не на полгорода. Другая — короткая, всего в два квартала, выходит к самому центру. Одна — шумная, оживленная, с предельно интенсивным автомобильным движением и обилием пешеходов. Другая — тихая, спокойная — прохожих на ней почти не увидишь, да и автомобили лишь изредка подъезжают к тому или другому дому. И существуют эти улицы как бы сами по себе, ничем, казалось бы, не связанные друг с дружкой. Думаю, как только я скажу, что это улицы Первомайская и имени Попцовой, вы сразу же согласитесь со мной.
Между тем, они находятся совсем рядом — разделены лишь круговой транспортной развязкой, расположенной в нижней части проспекта Калинина. Более того, когда-то они составляли единую магистраль. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на план Пятигорска, составленный в начале 30-х годов XIX века Иосифом Бернардацци: в пойме Подкумка там помечена «Дорога из Кисловодска», которая протянулась вдоль крутого берега реки. Куда она вела? Туда, где крутизна обрыва размыта ручьем, образовавшим так называемую Свиную балку. Старожилы Пятигорска хорошо знают, что так назывался городской район, образовавшийся в нижней части улицы Крайнего, которая ранее именовалась Базарной.

Гипотеза о Великом шелковом пути

Продолжая экскурс в историческую топографию нашего города, обратим внимание, что именно к этому месту подходит ныне северо-восточный, верхний конец улицы имени Попцовой, называвшейся раньше Подгорной. А на юго-западе, в нижней своей части, она смыкалась с нынешней Первомайской улицей — до той поры, пока их не разделил проспект Калинина. То, что улица Первомайская и продолжающая ее Коллективная сложились благодаря проходившей там дороге, легко понять, посмотрев на современный план Пятигорска. На нем хорошо видно, что обе улицы как бы слегка изломаны. Это значит, что дома на них ставились не по линеечке, как на других городских магистралях, и следовали изгибам дороги, которая, в свою очередь, приноравливалась к неровностям местности.
Смею высказать предположение, что дорога эта существовала задолго до появления и Пятигорска, и Кисловодска. Ведь когда-то по долине Подкумка проходил Великий шелковый путь. Но в районе Машука дорогу караванам преграждали скалы, спускавшиеся до самой воды. Они были взорваны по приказанию генерала Ермолова лишь в 1825 году. А до этого все путешествующие вынуждены были отдаляться от реки и огибать Машук с севера — во всяком случае, на старинной карте нашего региона показано, что дорога из Георгиевска на Горячие Воды проходила мимо соленых озер, расположенных вдали от Подкумка. Ну а после этого она должна была вернуться в долину реки, что было возможно только в районе Свиной балки, где спуск не столь крут, как в других местах.
Но не будем углубляться в недоказанную, к сожалению, документально гипотезу относительно Великого шелкового пути, а вернемся в более близкие к нам времена. Дорога в Кисловодск, проходящая по долине Подкумка, исправно выполняла свое назначение до середины 70-х годов XIX столетия, когда специально для дилижансов было проложено шоссе по нынешней улице Октябрьской, которая, кстати, и называлась тогда Шоссейной. Старая же дорога потеряла свое важное транспортное значение, хотя и продолжала служить местным нуждам. И вдоль нее начала городская беднота ставить свои домишки, образовавшие улицу Воробьевскую и пригород, тоже нареченный Воробьевкой — по фамилии городского головы Воробьева, возможно, как-то связанного с этими местами. Нынешнее название улице дал в начале 20-х годов прошлого века Курортный сад имени Первого Мая, как стали именовать Казенный сад (сейчас это Парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова).

О чем мечтал Бернардацци

С

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.