Окно в прошлое для потомков

Именно так можно коротко охарактеризовать творчество одного из самых известных фотолетописцев Кавказа Григория Раева. Благодаря его работам люди, которые сегодня живут в нашем регионе и приезжают сюда погостить, могут увидеть, как здесь все обстояло сто и более лет назад. На днях в Государственном музее-заповеднике М. Ю. Лермонтова открылся выставочный проект «Григорий Раев – фотограф Серебряного века», при участии Пятигорского краеведческого музея, Светлоградского историко-краеведческого музея И. М. Солодилова, а также частных коллекционеров Ю. Фатьянова и А. Семенова. Событие приурочено к 60-летию со дня смерти Г. Раева.

Открывая выставку, к гостям мероприятия обратилась директор Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова Ирина Сафарова.

— Сегодняшняя встреча посвящена одному из замечательных представителей культурной жизни нашего региона Григорию Раеву, — отметила И. Сафарова. — Имя его очень известно среди краеведов, лермонтоведов, фотографов и др. Наверное, самые лучшие снимки Кавминвод, гор Кавказа, лермонтовских мест конца XIX — начала XX века принадлежат ему. Потрясающую фотолетопись оставил он после себя. Данным проектом мы решили почтить его память и отдать дань уважения. Сейчас мы показываем уникальные экспонаты, которые есть в фондах нашего музея.

Работы Г. Раева заняли свои почетные места на стендах. На лица посетителей гордо смотрели портреты, лермонтовские места, а также величественные горы – «Теберда и конгломератные скалы», «Ледники Азау, Гарданчи и Терскол с Донгуз-Оруна», «Эльбрус с плато Бермамыт» и др. Особый интерес у гостей вызвали фотографии городов КМВ. Практически не изменились Зеркальная струя в Кисловодске, грот Лермонтова и Академическая галерея в Пятигорске. Зато по-другому сейчас смотрятся некоторые исторические места Ессентуков и, конечно, столицы СКФО – например, «Эолова арфа». А фотография Григория Раева 1896 года, на которой изображен Спасский собор в нашем городе, дает возможность пятигорчанам увидеть, насколько точно уже в XXI веке был восстановлен его облик.

Работы Г. Раева оценивали и его современные коллеги. Любителем называет себя Герман Рыдалев, хотя и занимается фотографией с детства, когда снимки приходилось проявлять, закрывшись в ванной комнате. Фото Григория Ивановича он считает изумительными и ценными, прежде всего, как исторические документы. «Интересно наблюдать за тем, как меняется инфраструктура, но, горы, например, остаются теми же», — добавил Г. Рыдалев.

Особое место на выставке занимали старинные фотоаппараты. Несколько экземпляров из своей обширной коллекции предоставил Андрей Семенов. Среди них — трофейный «Agfa Prontor II» 1935 года выпуска, подаренный когда-то Григорию Раеву, и легендарный «ФЭД».

На этот раз выставка была насыщена интерактивной программой. Так, организаторы воссоздали обстановку фотоателье начала XX века. Гости мероприятия смогли в интерьере, соответствующем данной эпохе, принять участие в фотосессии, воспользовавшись передающими дух дореволюционной культуры предметами одежды и аксессуарами, часть которых была предоставлена Ставропольским государственным театром оперетты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.