Осколки прошлого

Продолжаем разговор о тех «осколках старины», которые скрывают целые эпизоды пятигорской истории, подобно тому, как обломки древних предметов, найденных при археологических раскопках, помогают узнать немало интересного о давно минувших эпохах. Рубрика эта вызывает интерес как у старожилов Пятигорска, так и у людей молодых и недавно приехавших в город. Это не удивительно: всем любопытно узнавать малоизвестные или забытые факты истории Пятигорска. Мы не раз говорили о потерявших свое значение или несостоявшихся транспортных магистралях. Сегодня их поиск продолжается.

ЭТУ странную дорогу знают лишь любители собирать грибы или просто гулять в лесу между станциями Лермонтовская и Машук. Возникая как бы ниоткуда, она тянется по лесу почти параллельно железной дороге, превращаясь у станции Машук в поселковую улицу, ведущую к инземцевскому переезду. В былые времена она была сплошь вымощена булыжником, теперь, кажется, его местами кто-то вынул для своих нужд. Пользуются этой дорогой изредка работники лесничества да любители длинных прогулок. Кому же и зачем понадобилось прокладывать ее?

Чтобы ответить на эти вопросы, придется вспомнить о том, что в 1875 году начала действовать железнодорожная магистраль Ростов — Владикавказ. Сыграв очень важную роль в развитии Кавказских Минеральных Вод, она, тем не менее, обошла их стороной. Людям, приехавшим на лечение, приходилось добираться до нужного места уже на конной тяге. О том, чтобы сделать их путь удобнее, позаботилось правление железной дороги, организовав регулярное движение дилижансов от железнодорожной станции Кумской, вскоре переименованной в Минеральные Воды, до каждого из городов-курортов.

Вот для этих-то дилижансов, а также колясок, пролеток, линеек и прочих транспортных средств, перевозивших пассажиров и их багаж, и было специально построено шоссе, для которого была выбрана наиболее удобная трасса. Позднее ее на большей части пути повторила колея железнодорожной ветви Минеральные Воды — Кисловодск. Но на участке от станции Машук до Лермонтовского разъезда (так называлась в прошлом станция Лермонтовская) для рельсового пути нашли более подходящий по рельефу маршрут, и кусочек дилижансной дороги остался в стороне. Почти полвека она продолжала служить как часть шоссе от Минеральных Вод до Пятигорска. А после того, как в послевоенные годы была проложена нынешняя широкая магистраль, продолжающая проспект Калинина, старая дорога с северной стороны рельсового пути осталась не у дел.

Если вы посмотрите на план Пятигорска, где эта дорога помечена, то увидите, что выходит она прямо к тому месту, где у станции Лермонтовской когда-то существовал переезд. С другой стороны от него лежит прямой путь к проспекту 40 лет Октября, в прошлом Воронцовскому. Именно по нему въезжали в Пятигорск дилижансы, направляясь к почтовой станции, которая находилась рядом с нынешним сквером Анджиевского.

А теперь вернемся в самый центр Пятигорска и присмотримся к перекрестку у магазина «Детский мир». Он далеко не идеально ровен — искривлена улица Дзержинского, а продолжением улицы Октябрьской и вовсе служит короткое шоссе, уходящее куда-то в сторону и потом круто заворачивающее к улице Гоголя. Вот на это шоссе мы и обратим внимание, поскольку оно — «осколок» блистательного прошлого некогда чрезвычайно важной магистрали.

Говорить о ее очень далеком прошлом можно лишь предположительно. Не исключено, что через центр нынешнего Пятигорска пролегал Великий шелковый путь. Проходившая по берегу Подкумка древняя караванная дорога, подходя к Машуку, встречала непреодолимое препятствие в виде нагромождения скал. Нынешняя дорога сквозь них была пробита по приказанию генерала Ермолова в 1824—1825 годах. А до этого едущим из Георгиевска на Горячие Воды приходилось огибать Машук с севера и только потом спускаться к источникам Горячей горы. Эта «дальняя» дорога на Георгиевск помечена на плане Горячеводского поселения, составленно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.