От исторической концепции к национальной идее

Пожалуй, самой обсуждаемой темой последних месяцев в СМИ стала новая концепция исторического образования в России. С идеей создать таковую — без противоречий и разночтений — в феврале выступил Владимир Путин. На сегодняшний день документ опубликован и очень активно читается в профессиональных кругах и не только. Новой концепции, которая будет положена в основу школьных учебников по истории, был посвящен «круглый стол», прошедший на днях в зале заседаний Думы города Пятигорска. В обсуждении приняли участие городские депутаты, профессора Пятигорского государственного лингвистического университета, учителя истории.
— Тема нашего «круглого стола» актуальна как никогда. Новая концепция исторического образования в России должна ответить на вопросы: к чему мы идем и что дальше будет происходить в стране. Не так давно мы были удивлены появлению вариативных учебников по истории. С одной стороны, это радовало, с другой — изумляло то, что написано в некоторых из них. И сегодня мы приходим к новой точке отсчета, — обозначила важность проблемы в своем приветственном слове председатель Думы г. Пятигорска Людмила Похилько.
Необходимость создания единой концепции исторического образования на фоне существующего сегодня многообразия часто дилетантских и псевдонаучных точек зрения, по мнению присутствовавших на встрече ученых, назрела давно. И не только потому, что нынешнему государственному строю необходима новая национальная идея, дабы заполнить вакуум, образовавшийся после распада Советского Союза и краха его идеалов.
— Стремительно развивается сама историческая наука, меняется общество… Кроме того, появилось информационное пространство Интернет, где можно найти не только научные публикации, но и массу шарлатанских трудов, — подчеркнул профессор кафедры конфликтологии, связей с общественностью и журналистики Института международных отношений ПГЛУ, доктор политических наук Арушан Вартумян. — Отсюда низкий уровень знаний истории у выпускников последнего десятилетия и разобщенность населения. Пришло время вновь формировать общую российскую идентичность.
Профессор Вартумян и его коллеги по университету доктор политических наук Геннадий Косов и доктор исторических наук Сергей Линец пояснили, что авторами концепции выделено 20 трудных вопросов, и построили свои выступления так, чтобы осветить эти моменты. В «трудные» для преподавания темы попали, например, исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде; причины, последствия и оценка падения монархии в России; диктатура и единовластие И. В. Сталина; цена победы СССР в Великой Отечественной войне; причины и последствия экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия») и другие вопросы, имеющие спорные точки зрения. Особое оживление среди участников «круглого стола» вызвал вопрос о монголо-татарском иге, которое теперь, впрочем, предлагается называть «особой системой управления русскими землями». Терминология в этом и ряде других случаев, где много надуманного, сомнительна. Ведь и раньше мы не отождествляли современных татар (кого прежний термин может обижать) с древними кочевыми народами, которые поработили русских. Так стоит ли вводить новые понятия взамен привычных, хрестоматийно известных? Это не принципиально, считают выступавшие историки, оказавшиеся солидарными во мнении, что новая концепция не меняет факты по существу.
Поможет ли новая концепция решить основную поставленную перед ней задачу: повышение качества школьного исторического образования и формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации — покажет будущее. Пока же у педагогов осталось немного времени, чтобы вникнуть в ее суть и если нужно повысить свою квалификацию. Для этого модераторы «круглого стола» обещали еще организовывать подобные встречи, учебные курсы и издавать разъяснительные методические материалы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.