Первый российский гимн

В ближайшее время Ставропольский край обретет музыкальный символ государственности — завершается конкурс на создание гимна Ставрополья. Обратим внимание к истории написания первого российского гимна. Может быть, наши «размышлизмы» на эту тему окажутся полезными для авторов (участников конкурса) и познавательными для читателей.
Слово гимн заимствовано, вероятно, из польского (польск. Hemn< лат. hemnus< греч. нymnos) и означает:
1. Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства.
2. Вообще — хвалебная песня, хвалебное музыкальное произведение.
На Русь гимны пришли вместе с принятием христианства из Византии в конце Х века. Это были духовные песнопения, прославлявшие Бога, святых, церковные праздники. Они исполнялись во время богослужения и домашней молитвы. В XII веке на Руси появились оригинальные христианские гимны, прославлявшие князей Бориса и Глеба. Расцвет русской гимнографии приходится на XVI век. В этот период создавались славильные песнопения о русских воинах, героях и духовных руководителях.
В XVIII веке в связи с усилением влияния России в мире и многочисленными военными победами возникли первые попытки светской гимнографии. Светские гимны воспевали государя, русский народ и победы над врагами.
В эпоху Петра I (1689-1725) в качестве светского гимна использовался «Преображенский марш Петра Великого». Первоначально в нем не было слов. Официальная музыка лейб-гвардии Преображенского полка Российской армии исполнялась при выходах императора, во время военных походов и парадов, на церемониях приема послов, в дни юбилеев побед в Северной войне, в дни тезоименитства царя, в день коронации Екатерины I.
В 1805 году поэт-гвардеец С. Марин написал к маршу слова.
В 1791 году появился еще один светский гимн «Гром победы, раздавайся!». Поводом к его созданию послужило взятие русскими войсками под командованием А. В. Суворова Османской крепости Измаил в ходе второй турецкой войны (1787-1791). Текст гимна написал поэт Г. Р. Державин, а музыку на мотив полонеза — О. А. Козловский. Этот гимн открывал все торжественные балы и приемы, звучал в царских дворцах, в парках дворянских усадеб и на полях битв. Гимн был хорошо известен русским людям, он упоминается в текстах художественных произведений. Например, его насвистывает Троекуров в повести Пушкина «Дубровский».
В тексте создается возвышенный образ русского народа, который обозначается торжественным словом Росс: «веселися храбрый Росс», «храбрость Россов почитая». Обилие глаголов в повелительном наклонении придает образу народа приподнятость, например: раздавайся, веселися, украшайся. Гимн утверждает храбрость русских воинов:
Воды быстрые Дуная
Уж в руках теперь у нас;
Храбрость Россов почитая,
Тавр под нами и Кавказ.
В тексте также прославляется государыня Екатерина II. Каждый куплет завершается припевом: «Славься сим, Екатерина,/Славься, нежная к нам мать». В гимне дана развернутая характеристика императрицы.
Как и в «Преображенском марше», в данном варианте присутствует образ врага. Врагом является Османская империя. Для изображения победы над врагом автор использует прием олицетворения: Тавр (горный хребет в Турции) и Кавказ «почитают храбрость Россов»: «стон Синая раздается» (Синай — одно из названий крепости Измаил), «зависть и вражда мятется». Чтобы показать масштабность одержанной победы, в текст вводятся имена собственные Селим (османский султан): «Гордость низится Селима»; и пророк Магомет: «Магомета ты потрес». Использование глаголов в форме настоящего времени позволяет представить победу над врагом так живо, как будто она происходит на наших глазах.
Примерно в то же время, что и песня Державина, возник еще один текст, который по своему содержанию, ритмике, интонациям,

Сергей Дрокин,
главный редактор газеты
«Пятигорская правда».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.