Почему мы так говорим?

Отдать на поток
и разграбление
Выражение из «Русской правды», памятника древнего русского права (XI в.), впервые напечатанного в
1767 г. Выражение это, по объяснению некоторых исследователей, обозначает изгнание из пределов государства и конфискацию имущества. Другие полагают, что понятием «поток» объясняется совокупность наказаний — заточение, высылка из волости, смертная казнь и др. В словаре Даля (т. III, с. 354) слову «поток» дано следующее объяснение: «Расхищение дома и имущества, как обычная кара народа или веча, от поточить — расхитить». В литературную речь выражение вошло в значении грабежа и насилия.
…немцы покинули город, и он, когда Кожух, отбиваясь, ушел, был занят казаками и затем регулярными войсками белых. Город был отдан на поток и разорение (А. Н. Толстой, Хождение по мукам, Восемнадцатый год, II).
Осторожность,
осторожность,
осторожность, господа
Цитата из стихотворения Н. А. Некрасова «Осторожность» (1868), входящего в цикл «Песни о свободном слове»:
Оправдаться есть возможность,
Да не спросят — вот беда!
Осторожность, осторожность!
Осторожность, господа!
Умеренность
и аккуратность
Такими словами в комедии
А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824), д. 3, явл. 3, Молчалин определяет свои два достоинства. Выражением этим часто пользовался
В. И. Ленин, характеризуя представителей буржуазии, либерализма и социал-оппортунизма.
«В среде умеренности и аккуратности» — заглавие цикла сатирических очерков М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Из двух зол избрать меньшее (Избрать меньшее зло)
Выражение, встречающееся в сочинениях древнегреческого философа Аристотеля «Никомахова этика» в форме: «Меньшее из зол надо выбирать». У Цицерона (в сочинении «Об обязанностях») сказано: «Следует не только выбирать из зол наименьшее, но и извлекать из них самих то, что может в них быть хорошего».
— Одним словом, я выхожу за Петра Петровича, — продолжала Дунечка, — потому что из двух зол выбираю меньшее (Ф. М. Достоевский, Преступление и наказание, 3, 3).
Прекрасное есть жизнь
Эта формула прекрасного принадлежит Н. Г. Чернышевскому. В его диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855) дана критика идеалистической эстетики и высказаны основные положения передового реалистического искусства: «Из определения «прекрасное есть жизнь» будет следовать, что истинная, высочайшая красота есть именно красота, встречаемая человеком в мире действительности, а не красота, создаваемая искусством».
«Русские композиторы-классики были реалистами и в своем творче-
стве накрепко были связаны со своим народом, исповедуя, что «прекрасное есть жизнь» (М. Сокольский, Большой театр и русская литература).
Ради прекрасных глаз
Выражение из комедии Мольера «Жеманницы» (1660), сц. 16. Отвергнутые жеманницами поклонники застают у них своих более счастливых слуг, выдававших себя за маркиза и виконта. Слуги разоблачены, они больше не будут щеголять в чужом платье. И один из поклонников, отвергнутых жеманницами, восклицает: «И если вы полюбите их, то это действительно будет ради их прекрасных глаз». Выражение это употребляется, когда речь идет о ком-либо, кому делают одолжение не ради его заслуг, а по личному расположению к нему; также используется иронически в значении: ни за что, совершенно зря, даром.

 

Рубрику ведет
Сергей Дрокин,
главный редактор
ноЧу «Газета
«Пятигорская правда»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.