Почему мы так говорим?

Базаров. Базаровщина
По имени Базарова, героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1862), так называют тех представителей демократической интеллигенции 60-х годов XIX в., которые, вступив в резкую идеологическую борьбу с либерально-демократической интеллигенцией предшествующего поколения, полемически заостряли проявления своего материалистического миросозерцания. Крайности их мировоззрения (узкий практицизм, грубый материализм, отрицание искусства и т. п.) обозначают словом «базаровщина».
…у Печориных есть воля без знания, у Рудиных — знание без воли, у Базаровых есть и знание, и воля. Мысль и дело сливаются в одно твердое целое (Д. И. Писарев, Базаров, 4).
Каратаев. Каратаевщина
Платон Каратаев — в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (1865—1869) — крестьянин, смирение которого, кротко-незлобливое отношение ко всякому проявлению зла («непротивление злу») выражает, по мысли Толстого, сущность русского крестьянства, подлинную народную мудрость. «Каратаев, несомненно, воплощает в себе некоторые черты наивного патриархального крестьянства… Все заклятые враги русского народа, разные фальсификаторы и в истории, и в литературе пытались истолковывать образ Каратаева как воплощение подлинно русского национального характера, хотя сам Толстой в этом же романе создал подлинный апофеоз патриотизму и героизму народа, который активно боролся с врагом. Этому народу были глубоко чужды каратаевское смирение и непротивление» (С. Бычков, Гениальный художник). «Каратаев» в устах либеральных критиков был якобы воплощением русского национального характера; возникшее из его имени слово «каратаевщина» употребляется в смысле отрицательного отношения к образу Каратаева, к толстовской проповеди «непротивления злу насилием».
Карамазовщина
Слово, определяющее крайнюю степень нравственной безответственности и цинизма («все позволено»), составляющих сущность мировоззрения и нравов основных героев романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (1879—1880). Впервые это слово употреблено в самом романе (ч. IV, кн. 12,
гл. 2). Ракитин в своем показании в суде презрительно отзывается о «бестолковой карамазовщине, в которой никто себя не мог ни понять, ни определить». Широкое распространение в публицистике слово получило после выхода статей М. Горького «О «карамазовщине» и «Еще о «карамазовщине» (1913), протестовавших в интересах социального оздоровления против инсценировки Московским Художественным театром романов Достоевского «Бесы» и «Братья Карамазовы». Однако и до статей Горького оно имело хождение. Например, в «Истории русской литературы XIX в.» под редакцией
Д. Н. Овсянико-Куликовского,
т. IV, М., 1910, одна из глав о Достоевском названа «Карамазов и карамазовщина».
Доказывая вред и безнравственность пьянства, Толстой, конечно, борется с карамазовщиной (Н. К. Михайловский, Случайные заметки и письма о разных разностях, Соч., т. VI, СПб., 1897, с. 930).

Рубрику ведет
Сергей Дрокин,
главный редактор
ноЧу «Газета
«Пятигорская правда»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.