Почему мы так говорим?

Послушай, ври, да знай же меру
Цитата из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824), д. 4, явл. 4, слова Чацкого, обращенные к завравшемуся Репетилову.
…неужели один журнал будет пользоваться правом ругать своих противников невеждами, ренегатами, изменниками отечеству, а другие не будут иметь права заметить этому журналу неприличность и неблагопристойность его выходок, не будут иметь права сказать ему:
Послушай, ври, да знай же меру? (В. Г. Белинский, Журнальная заметка, 1835).
Цветы невинного юмора
Заглавие статьи (1864) Д. И. Писарева о книгах М. Е. Салтыкова-Щедрина «Сатиры в прозе» и «Невинные рассказы».
Лейкин иногда рисковал печатать и вещички с критикой полицейских порядков, с «сатирой» на взяточничество, вымогательство, растраты и кражи общественных денег. И эти «цветы невинного юмора» вызывали неукротимый цензорский гнев
(Ю. Соболев, Чехов, М. 1934, с. 60).
Высечь Самого себя.
Унтер-офицерская вдова сама себя высекла
Выражение это — несколько измененные слова Городничего из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1836),
д. 4, явл. 15: «Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я ее высек; она врет, ей-богу, врет. Она сама себя высекла». Отсюда же возникло выражение «высечь самого себя», употребляемое в смысле самообличения.
Смотри в корень!
Афоризм Козьмы Пруткова (1854).
Надо смотреть в корень и искать в каждом явлении причину всех причин (А. П. Чехов, Рассказ неизвестного человека, 18).
Смена вех
В 1909 г. в Москве вышел сборник «Вехи», заключавший в себе статьи группы либеральных и кадетских публицистов. Под видом критики русской интеллигенции участники сборника выступили против революционного движения в России, призывая интеллигенцию на службу буржуазии. В. И. Ленин назвал этот сборник «энциклопедией либерального ренегатства». «Вехи», — писал он, — крупнейшие вехи на пути полнейшего разрыва русского кадетизма и русского либерализма вообще с русским освободительным движением, со всеми его основными задачами, со всеми его коренными традициями». В 1921 г., в связи с введением в советской России новой экономической политики, в среде белоэмигрантов возникло «сменовеховство». Главным идеологом этого политического течения был юрист, бывший приват-доцент Московского университета Н. В. Устрялов, после Октябрьской революции принимавший активное участие в борьбе с советской властью. «Сменовеховцы» рассматривали новую экономическую политику как начало буржуазного перерождения советской власти, как шаг назад «от коммунизма к капитализму». В надежде, что нэп приведет к восстановлению старых буржуазных порядков, «сменовеховцы» заявляли о своем «примирении» с советской властью. «Сменовеховцы» в 1921 г. выпустили в Праге сборник статей, который, имея в виду «Вехи» 1909 года, назвали «Смена вех». Под таким же названием они издавали в 1921—1922 гг. журнал в Париже. Победа социализма в СССР привела «сменовеховство» к крушению, но выражение «смена вех» удержалось в нашей речи в значении: смена идеологии, взглядов.
Сразу же после 25 октября 1917 года Маяковский сказал: «Моя революция». Перед ним не возникло необходимости «менять вехи», «ломать себя», «перестраиваться», «поворачиваться» лицом к революции. Он всю свою жизнь стоял лицом к ней, ждал ее, воспевал ее приход (С. Трегуб, Ясности ради).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.