Почему мы так говорим?

Размагниченный
интеллигент
Выражение, характеризующее интеллигента, утратившего интерес к общественно-политической жизни, жалующегося на дурное настроение; вошло в литературную речь из очерка Н. А. Рубакина (1862-1946) «Размагниченный интеллигент», напечатанного в 1900 г. в сборнике «На славном посту». Рубакин рассказывает о судьбе такого интеллигента, некоего Ивана Егоровича, который душевное состояние свое «довольно метко окрестил названием размагничивания. Как известно, процесс размагничивания особенно резко наблюдается на мягком железе, которое обладает способностью быстро приобретать магнитные свойства и так же быстро терять их. Закаленная сталь размагничивается не так скоро, долго сохраняет магнетизм и сама делается тогда способной возбуждать магнитные явления вокруг себя. Впрочем, и мягкое железо может сохранять магнитные свойства неопределенно долгое время, если его окружает со всех сторон проводник электрической энергии — проволока, по которой идет ток. Если есть живые токи, то и мягкое железо не размагнитится, а будет представлять из себя отличный электромагнит, который не хуже (а то, может быть, и сильнее) постоянного и который делает все дела, какие надлежит делать магниту. Иван Егорович в своих письмах приравнивает и самого себя к такому же куску мягкого железа… «Я это самое мягкое железо и есть!.. — восклицает он. — Но разве я не способен и теперь стать магнитом?.. Пропусти только живые токи вокруг меня — и сила во мне тотчас проявится. Вот когда я был студентом, этих токов вокруг меня было сколько угодно!.. Я верю в их благотворность и силу по-прежнему. Ни в одном пункте своих убеждений я не раскаялся и не изменил им. Я только размагнитился, — иначе сказать, настроение потерял…» В № 86 «Нижегородского листка» от 30 марта
1901 г. М. Горький откликнулся на очерк Рубакина, признав его «очень поучительным». Изложив сущность очерка, свой фельетон «О размагниченном интеллигенте» Горький закончил следующими словами: «Большинство размагниченных интеллигентов потому главным образом и противно, что, не имея мужества искренно сознаться в совершенной утрате живой души, искусственно возбуждает себя фразами, буесловит и лжет, усиленно пытаясь доказать, что не он — мертв, а сама-де жизнь остановилась и омертвела. Тогда как жизнь неустанно растет и вширь и вглубь, и нет сил, которые могли бы остановить рост ее» (Собр. соч., т. 23, с. 327).
Три кита
Выражение возникло из древних космогонических сказаний. В древней русской литературе вопросам мироздания посвящены «Беседа трех святителей» и «Иерусалимская беседа», состоящие из ряда вопросов и ответов. В «Иерусалимской беседе» рассуждают царь Давид и царь Волот Волотович. На вопрос Давида «На чем земля стоит?» Волот отвечает: «Земля стоит на осьмидесят китах-рыбах меньших да на трех рыбах больших». Выражение «три кита» употребляется в значении: три главных основы чего-либо. В легальной большевистской печати это выражение служило для обозначения трех основных революционных лозунгов: демократическая республика, конфискация всей помещичьей земли, восьмичасовой рабочий день.
В старину, как старина выражалася,
Россия на трех китах держалася:
На православии,
На самодержавии,
На народности, —
На трех китах известной
непригодности!
Но были еще три кита,
Угнетавшие пролетариат
и крестьянство:
Кит — рабство, кит — темнота
И кит — пьянство.
(Д. Бедный, Долбанем, 1)

Рубрику ведет
Сергей Дрокин,
главный редактор
но-ЧУ «Газета «Пятигорская правда»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.