«Поэт — волею Божьей»

Так образно, но очень точно М. Горький охарактеризовал Александра Блока — последнего великого поэта старой, дооктябрьской России, которому суждено было завершить искания русской литературы XIX века и открыть новую страницу отечественной поэзии века XX. Его роль на рубеже двух столетий во многом оказалась аналогичной роли Пушкина, синтезировавшего поэтические достижения России конца XVIII — начала XIX веков. Как и Пушкин, Блок прожил короткую жизнь — всего 40 лет, но его творчество не только с необыкновенной яркостью, глубиной и искренностью отразило сложнейшие годы в судьбе России, но и приобрело всемирную известность, стало «эхом мира», по словам М. Горького. Уже современники называли Блока «совестью русской поэзии», «певцом добра и света».

Родился Александр Блок 28 ноября 1880 года в Петербурге в культурной дворянской семье. Отец его был профессором Варшавского университета, мать — писательница, дочь известного ученого-ботаника и ректора Петербургского университета А. Н. Бекетова. Детские годы поэта протекали в дружной семье деда и в его подмосковном имении Шахматово. Высшее образование Блок получил в Петербургском университете. «Сочинять стихи я начал чуть ли не с пяти лет», — писал он в автобиографии. Однако «серьезное писание» началось в 17 лет. «Первым вдохновителем моим был Жуковский», — признавался он.
Путь Блока как поэта не был легким и простым, но всегда как в творчестве, так и в жизни он оставался честным и мужественным. Впервые в печати он выступил в конце 90-х годов как символист. Тогда в России это считалось модным декадентским направлением в литературе и искусстве. Поэтому стихи молодого поэта носили характер лирического «дневника» его интимных переживаний. Любовь рисовалась им как служение чему-то высокому, а девушка, к которой были обращены стихи влюбленного в нее юноши (вначале его невеста, а затем жена — дочь знаменитого русского ученого Д. И. Менделеева Людмила) преображалась в «Прекрасную Даму», символ «Вечной женственности» и даже «Живой души мира». Свой первый сборник Блок так и назовет: «Стихи о Прекрасной Даме».
В это время и другие его стихи овеяны атмосферой мистической тайны и грядущего «непостижимого чуда». Однако поэт довольно быстро преодолевает свои идеалистические настроения, и в его фантастический мир все более настойчиво проникают темы реальной социальной жизни. Точкой отсчета решительного поворота Блока к ним принято считать стихотворение «Фабрика».
Большую роль в жизни и творчестве поэта сыграла революция 1905 года. На смену мистическим видениям в таинственных храмах в его стихи приходят «из тьмы погребов» люди-труженики, неприкрашенные картины человеческих страданий и горя. Для характеристики тех, кто повинен в этом, Блок находит точные слова: «сытые», их «прогнивший хлев». Его лирический герой уже не рыцарь Прекрасной Дамы, а окунувшийся в стихию бурной жизни, во многом разуверившийся, но всегда готовый принять миг «нечаянной радости» поэт. Именно так — «Нечаянная радость» — и озаглавит Блок свой второй сборник. После выхода в свет в 1907–1911 годах новых стихов, циклов и сборников упрочилась поэтическая слава Блока. Его лирика наполняется дыханием житейских тревог, в ней зазвучали мотивы назревавшего в России общественного кризиса. Критическое отношение к «страшному миру» вызывает у поэта струю острой сатиры (циклы «Пляски смерти», «Ямбы», «Страшный мир»). Но даже в пору «убийственного опустошения» в его стихах не перестают звучать оптимистические ноты, вера в победу светлых сил, готовность автора сражаться за светлое будущее:
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Этапными в творчестве Блока стали стихи «Незнакомка», «О, весна без конца и без краю», «О доблестях, о подвигах, о славе», «На поле Куликовом».
В поэме «Соловьиный сад» он славит свободный созидательный труд. А крупнейшее его произведение — поэма «Возмездие» — полно, по словам автора, «революционного предчувствия». Это были годы окончательного возмужания и зрелости Блока как поэта, мыслителя, художника, драматурга и публициста.
Поездки в страны Западной Европы помогли поэту еще больше разочароваться в буржуазном обществе и капиталистической «демократии». Блок убедился: «Единственное место, где я могу жить, — все-таки Россия… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь». Действительно, по существу, почти все стихи поэта пронизывает одно чувство — чувство безоглядной любви к родине. В них немало образов женщин, но ни одной из них не дано играть роли, какую играет «Русь моя — Жена моя». Она же — красавица, подруга, невеста, «живая, могучая и юная Россия», одновременно «разбойная и святая», устремленная «в даль веков».
Падение самодержавия и Октябрьскую революцию Блок приветствовал как «начало новой жизни», в строительстве которой принял самое деятельное участие. В статье «Интеллигенция и революция» он призывал: «Слушайте музыку Революции» и пророчески утверждал: «России суждено пережить муки унижения, разделения, но она выйдет из этого унижения новой и — по-новому — великой».
Испытывая небывалый прилив творческих сил, Блок уже в начале 1918 года создает два крупнейших своих произведения — поэтический шедевр поэму «Двенадцать» и монументальную патриотическую оду «Скифы». Очень строго относившийся к себе и своему творчеству, Блок записал в своем дневнике, закончив поэму: «Сегодня я — гений». Ее название, несомненно, заимствовано автором из евангельского учения о 12 апостолах Иисуса Христа, но в ней «державным шагом» идут уже 12 красногвардейцев «из рабочего класса». Вот почему вполне логично, с нашей точки зрения, поэт поставил перед ними: «в белом венчике из роз впереди — Исус Христос» как олицетворение святости революции и вестник нового мира — мира равенства, братства и свободы. А одой «Скифы» русская поэзия обратилась ко всем людям доброй воли, ко всем народам Земли со страстным призывом покончить с «ужасами войны» и «сойтись на братский пир труда и мира» — призыв, который в наше сложное время звучит особенно актуально.
В 1920 г. Блок был избран председателем Петроградского отделения Всероссийского союза писателей. Знаменательно, что, уходя из жизни, он обратился к своему великому собрату по перу с прощальным стихотворением «Пушкинскому Дому». Летом 1921 года Блок тяжело заболел и уже 7 августа умер, не сделав всего, что задумал…
И всей весенней красотою
Сияет русская земля, —
такими были последние слова умирающего поэта.
«И вечный бой! Покой нам только снится!» — вот самая громкая нота, постоянно звучащая в стихах Блока, который всегда говорил не только от своего имени, но и от лица всего своего народа. Еще Пушкин сумел дать достойную отповедь «Клеветникам России». Блок тоже не раз это делал. Особую злободневность в наше смутное время приобрели его справедливые гневные строки в поэме «Возмездие»:
Но, право, может только хам
Над русской жизнью издеваться.
Да, гражданское мужество и патриотизм, гуманизм и высокая культура чувств, искренность и бескомпромиссность, острота социальной тематики и тонкий лиризм — все эти качества удачно совмещал в себе творческий гений Блока — нашего великого национального поэта, который снискал любовь уже многих поколений читателей. Наверное, не будет преувеличением, если в заключение мы воспользуемся его же словами и скажем с любовью:
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.