Покров Пресвятой Богородицы

14 октября у православных христиан Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Праздник не двунадесятый, но великий. Издревле это традиционно русский праздник, ибо не является народным ни на греческом Востоке, ни на латинском Западе. В России же отмечается широко и торжественно.
Знакомясь с церковными и народными традициями православных праздников, мы перелистываем страницы русской истории, политической и духовной. Современные русские историки, специалисты по летописанию и древней литературе, своими удивительными находками позволяют нам устанавливать неразрывную связь между Византийской империей и Русью, полнее и объемнее видеть взаимопроникновение и преемственность между двумя великими культурами. Причем не только Византия учила Русь, но и Русь — Византию. Это можно понять на примере великого праздника Покрова. Во все века именно на Руси, а потом и в России прославлялась Божия Матерь.
Праздник Покрова посвящен чуду явления Девы Марии во Влахернской церкви, в 10 веке, в дни осады столицы Византийской империи иноверцами-сарацинами. У греков, в те века на Руси их называли ромеями, недоставало сил защищаться, и они непрестанно молились Господу Иисусу Христу и Богородице о помощи и заступничестве. Их слезные молитвы услышала Божия Матерь. В 10 веке Константинополь, на Руси его называли Царьградом, не был еще очень большим городом, потому одна из его самых больших церквей — Влахернская — находилась в пригороде. В ней день и ночь совершались многолюдные богослужения. Среди молящихся стоял юродивый Христа ради Андрей со своим учеником Епифанием. На всенощной, в четвертом часу утра, духовными очами узрел блаженный Андрей идущую от царских дверей Пресвятую Деву Марию со свитой. Ее под руки держали Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов, вслед за Ней с песнопениями шли святые, сопровождали Ее и ангелы Божии. Богородица приблизилась к амвону, опустилась на колени и, плача, долго молилась. Потом вошла в алтарь, помолилась и сняла Свой молниевидный омофор (плат). Взяла его в руки и распростерла над молящимися в церкви. Блаженный Андрей спросил Епифания, видит ли он чудо невиданное? Епифаний ответил, что видит и бесконечно удивляется. Так, перед глазами блаженного Андрея и Епифания держала Пречистая Свой Покров, из которого изливалась неиссякаемая Божия благодать. Потом Дева Мария со свитой вышла из церкви, взяла Свой Покров, благодать же — осталась. Вскоре ромеи отогнали полчища завоевателей от столицы, и в честь чуда явления Божией Матери и Ее покровительства установили праздник Покрова, который, увы, не стал в Византии великим.
15 октября православная церковь вспоминает блаженного Андрея, сподобившегося видения Божией Матери. Интересно его житие, а также небезынтересна история Влахернского храма. В древности северо-западная окраина Царьграда называлась Лахернской землей, в честь скифского князя Лахерна, погибшего при взятии города скифским войском. Князь Лахерн был язычником, но спустя века скифский, или «рустий», народ принял христианство, а в Лахерне уже с 5 века возвышалась церковь во имя Божией Матери. Ромеи называли ее Влахернской. Она превратилась в центр византийского культа Пресвятой Богородицы. В ней хранились величайшие православные святыни: Риза, Покров и Пояс Богоматери. 29 февраля 1434 года церковь загорелась и обрушилась. Однако ее не восстановили. Четыре века она стояла в руинах, и только в 1867 году развалины разобрали и построили небольшую часовню, теперь же на ее месте небольшая церковь.
На Руси уже в 10 веке особо почитали блаженного Андрея. Он был скифом из Великого Новгорода. На родине его величали святым Андреем Скифом. Его почитал великий князь Андрей Боголюбский, а также любил князь Пресвятую Богородицу, Которая не раз являлась и покровительствовала ему. В 1164 году на Руси установили великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы. По преданию, святой благоверный князь сам сочинил слово и службу на Покров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.