Предание о Фаворской горе

Вторая половина августа — завершение одного из самых благодатных времен года — лета! В полях, садах, огородах началась уборка урожая. Много фруктов и овощей. В православных храмах освятили мед, а завтра, в воскресенье, будут освящать яблоки, виноград, сливы и самые разные овощи. Многие предполагают, что в день великого двунадесятого праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в храмах освящают только яблоки, ведь народное название Преображения Господня — Яблочный Спас. Его еще величают Вторым Спасом, так как Медовый Спас — 14 августа — это Первый Спас.
Почему же Второй Спас — Яблочный? Ни в Ветхом Завете, ни в Новом о яблоке не говорится? В книге «Бытие» речь идет о запретном плоде с дерева познания добра и зла, которого вкусили прародители Адам и Ева, о «плоде», не о яблоке? Тем не менее, в России запретным считается яблоко. Вероятно потому, что в конце августа в центральных регионах нашей страны начинается сбор урожая яблок. О яблоке сложена легенда, ибо оно — плод греховный, и его нельзя кушать без освящения в храме. Такова старинная русская традиция и ей до сих пор следуют многие православные христиане, поэтому праздник Преображения особый.
Идет строгий Успенский пост, запрещены к употреблению скоромные продукты: мясо, молоко, сдоба, кофе, чай, спиртное. Таким образом, праздник Преображения отмечается в дни поста, об этом нельзя забывать. На праздничной литургии в храмах читается Евангелие от Матфея, повествующее о событиях Преображения.
Однажды позвал Сын Божий Иисус Христос учеников Иоанна, Иакова и Петра, и повел на высокую гору, где преобразился перед ними. Явились в те мгновения пророки Моисей и Илия и беседовали с Иисусом Христом. Ученики испугались, пали ниц и прикрыли головы руками. Но Сын Божий успокоил их. Они поднялись и с удивлением обнаружили, что рядом с ними никого, кроме Учителя, нет.
Как же Иисус Христос преобразился? Евангелист говорит об этом чуде такими словами: «и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17-2). То есть, Сын Божий преобразился или преобразовался — принял духовный или божественный вид, что стало для учеников — святых апостолов — настоящим откровением.
В связи с повествованием евангелиста Матфея уместно вспомнить еще об одной русской духовной традиции, прочно укоренившейся в нашей стране еще в древности, я имею в виду паломничества на Святую землю, на Афон, в Константинополь. В средние века многие русские писатели, иконописцы, просто монахи паломничали и оставили нам замечательные литературные произведения, описывающие их незабываемые путешествия. Один из таких памятников «Житье и хожденье Данила русьскыя земли игумена». Произведение небольшое, пафосное, с четкими и конкретными описаниями. Нам оно интересно тем, какие чувства вызывали у человека, жившего в начале 12 века, величайшие христианские святыни православного Востока.
Что же рассказал игумен Даниил о святой горе Фавор? Он не только видел гору, но и поднимался на нее. Конечно, в ту эпоху гора Фавор была не такой, какова в наше время. Расположена она на западе от Назарета, к ней идти можно, преодолевая невысокие горы, и по широкому полю. Под горой течет многоводная река, а сама «Фаворская же гора чудесно и удивительно и невыразимо словами прекрасно получилась у Бога: поставлена она красиво, и высока очень, и велика, и стоит среди поля того красивого, как стог круглый». Путь на нее тяжел, и паломники поднялись с трудом. На горе их удивили виноградники, деревья плодовые, нивы, колодцы с чистой водой.
И самое главное в описании игумена — место преображения Сына Божиего, таким оно было тогда: на северо-востоке горы, на самой ее вершине, «есть место высокое, как маленькая островерхая горка: на том месте и преобразился Христос Бог наш». Место то святое опоясано каменной оградой с железными воротами. Там же построены две церкви: во имя Преображения и во имя святых пророк

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.