Пророк

Включая варианты и эскизы, нам известно более ста пятидесяти работ Репина на литературные темы. Художник иллюстрировал произведения Пушкина, Лермонтова, Чехова, Горького, Толстого. Создавая акварели на основе материала, данного писателями, художник-реалист дополнял этот материал собственным жизненным опытом,
выражал личное отношение к изображаемому.
Последнее стихотворение М. Ю. Лермонтова «Пророк» было написано за два дня до гибели поэта. Это устойчивый образ в лирике Лермонтова, одна из вершин его творчества.
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока…
Каждая фраза этого стихотворения опирается на библейское сказание и одновременно имеет острый злободневный смысл, поэтически точна и вместе с тем символически многозначна.
В пятигорском Государственном музее-заповеднике М. Ю. Лермонтова хранится подлинная иллюстрация Ильи Ефимовича Репина к стихотворению Лермонтова «Пророк», которая была выполнена с апреля 1890 года по январь 1891 года. Почти год художник создавал эту великолепную по звучности цвета акварель: карандашом, тушью, пером, белилами. Поступила работа в музей от коллекционера Крылова в 1948 году и сегодня украшает один из отделов музея.
В свое время Репин сделал несколько карандашных рисунков к повести Лермонтова «Княжна Мери» и поэме «Демон». Создал он и три рисунка к стихотворению Лермонтова «Пророк». Но только один из них сохранился до наших дней.
Угрюмый, худой, с посохом в руке, одетый в рубище, идет пророк по площади восточного базара, среди людей, которые забрасывают его камнями.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Пророк — это поэт, певец правды, высоких чувств, мыслей, стремлений. Тема поэта, его назначение, место в обществе волновала многих. Таким же изобразил пророка и Репин — чуждым для людей, осмеянным ими. В своей акварели Репин создал образ пророка, лишенного всякого внешнего величия, но он его этим не обедняет и не принижает. Этот рисунок наглядно и убедительно выражает идею стихотворения и дает возможность ярко охарактеризовать трагическое одиночество.
Сохранившиеся эскизы говорят о том, что над этой иллюстрацией художник работал наиболее упорно. В Третьяковской галерее находится первоначальный карандашный эскиз мастера. Все внимание художника сосредоточено на главных фигурах — гонимом пророке и враждебном ему знатном израильтянине.
Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Тема пророка весьма многогранна: это и образ враждебного общества, и образ страдающей в таком обществе свободной творческой личности.
Включая варианты и эскизы, нам известно более ста пятидесяти работ Репина на литературные темы. Художник иллюстрировал произведения Пушкина, Лермонтова, Чехова, Горького, Толстого. Создавая акварели на основе материала, данного писателями, художник-реалист дополнял этот материал собственным жизненным опытом, выражал личное отношение к изображаемому.
Среди них есть и предварительные эскизы, сделанные, может быть, с расчетом на позднейшую, более тщательную разработку сюжета, и законченные акварели, имеющие более художественную ценность. Долгое время многие из этих работ хранились у художника или были разбросаны по частным собраниям и музеям. А опубликованные материалы часто воспроизведены в изданиях, ставших библиографической редкостью, и, следовательно, тоже почти недоступны. Кроме того, сам Репин мало придавал значения своим иллюстративным работам. Однако в них виден особый, неповторимый почерк мастера.
Сила лучших репинских иллюстраций — в их покоряющей правдивости, искренности и глубоком знании того, что изображается.
Критик В. Г. Белинский относил «Пророка» к лучшим созданиям Лермонтова: «Какая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.