Птица Феникс я…

Друг! Не ищи меня! Другая мода!
Меня не помнят даже старики.
Ртом не достать!
Через Летейски воды
Протягиваю две руки…
Эти строки из произведения ярчайшей представительницы Серебряного века Марины Цветаевой пронизаны неверием в то, что ее имя будет известно потомкам. Однако в другом стихотворении Марина Ивановна уже утверждает обратное: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед!» Что ж, гениям сомнения — сродни, им суждено мучиться, пропуская через себя всю боль человечества, и может, поэтому они так рано уходят из жизни…
Цветаевский костер на земле Кавминвод вспыхивает всего второй раз. Но уже никто не станет отрицать, что на поэтической карте мира зажглась новая звездочка, собирающая на территории Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова множество поклонников творчества Марины Цветаевой. Появилась у нашего костра и собственная визитная карточка — второй год подряд открывается вечер песней Виктора Попова «Марина», которую проникновенно исполнила известная не только на Кавминводах, но и далеко за их пределами исполнительница бардовской песни Наталья Петрова.
После того как в ночное небо взвились первые огневые искры, к гостям праздника с приветственным словом обратилась директор лермонтовского музея Ирина Сафарова.
— Мы горды тем, что первый цветаевский костер на Северном Кавказе вспыхнул на территории нашего музея. Пусть это пламя навсегда останется в сердце и душе каждого из вас!
Осенняя непогода не остановила поклонников таланта Марины Цветаевой. Несмотря на срывающийся с неба дождь, народ все прибывал. Приняли участие в акции и делегации из Чечни, Адыгеи, студенты и преподаватели Ставропольского государственного университета, местные поэты и просто любители поэтического слова. И вот какое обращение передал собравшимся погреться у цветаевского костра председатель Союза писателей Чеченской Республики Канта Ибрагимов: «Цветаева — плоть от плоти пламени русской культуры, великого русского языка и народа, создавшего эту культуру… У таких величин нет биографии, есть судьбы». Месту и роли Марины Цветаевой в мировой поэзии было посвящено и выступление другого замечательного чеченского поэта, члена Союза писателей СССР и РФ Умара Ярычева…
Ни одно сколь-либо значимое цветаевское мероприятие не обходится в наших краях без настоящего пропагандиста творчества Цветаевой — доктора филологических наук, профессора, заведующего кафедрой истории русской и зарубежной литературы Ставропольского госуниверситета Вячеслава Головко.
И кому, как не Вячеславу Михайловичу стоило адресовать вопрос, что значит Цветаева для русской культуры?
— О Марине Ивановне можно сказать почти как о Пушкине, — наше все. И это не случайно, ведь для Цветаевой Пушкин был светочем, высоким идеалом, которому она поклонялась всю жизнь. Во всяком случае, мы очень хорошо ощущаем внутреннее родство, созвучие с теми поэтами, с которыми ее роднит такое Богом данное свойство, как гениальность. Например, с Михаилом Лермонтовым Марину Цветаеву объединяет мятежность духа. Помните, лермонтовский «Парус», который
«…мятежный, просит бури»? А вот и строки из цветаевского «Бабушке»: «Бабушка, этот жестокий мятеж В сердце моем не от вас ли?» Это то общее, что роднит каждого мастера слова, являющегося совестью своего народа. Кроме того, Марине Цветаевой мы обязаны тем, что русская поэзия на новом ее витке в эпоху Серебряного века стала явлением уже мировой культуры. По сути, два поэта 20-го столетия во многом определили пути развития поэтического сознания и литературы — Марина Цветаева и Владимир Маяковский. Это новаторы, принципиально обновившие систему поэтического мышления. Если говорить о художественной философии Цветаевой, то ей, как всякому талантливому художнику, свойственна бытийная концепция, определяющая невероятную философскую насыщенность творчества. То е

Наталья ТАРАСОВА.
НА СНИМКЕ: участников акции приветствует И. Сафарова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.