Реставрировать — значит возрождать

В доме музея Алябьева состоялась лекция-беседа «Искусство реставрации. Традиции и современность», которую провел аспирант Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Святослав Клиндухов. Лектор также руководитель творческого объединения «Лабораториум Святослав Голицын». Встреча была посвящена вопросам сохранения, сбережения и передачи потомкам художественных, культурных ценностей. Святослав Клиндухов на примере картин, икон, фотопрезентации продемонстрировал основные правила и законы восстановления ветшающих сокровищ.

На мероприятие были приглашены сотрудники музеев, историки, реставраторы, научные работники.

 — Наш музей реализует совместные проекты с академией Ильи Глазунова – это выставки, авторские встречи. Заявленная тема для нас очень животрепещущая, — обратилась к присутствующим директор государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова Ирина Сафарова. — Ведь сохранить и донести на многие поколения наши исторические раритеты — задача не из легких.

Святослав, несмотря на молодой возраст, рассказал, что эта профессия является его призванием.

— Я верю в одно — созидание и возрождение, это моя религия и предназначение, — сказал искусствовед.

В первой части лекции Святослав Клиндухов поведал об анатомии реставрационной науки. Традиция изображать Бога уходит вглубь веков у различных культур и религий, в том числе у христиан. Прошлые поколения понимали, что такие работы проще выполнять на дереве. Однако данный фрагмент нужно еще суметь защитить от деформаций и влияния перепадов окружающей среды. Для этого придумали клеить холст, чтобы краска меньше осыпалась.

Старинная икона была чем-то похожа на своеобразный «пирог»: дерево, ткань, грунтовка (для этого иногда использовали стертые в порошок драгоценные камни, такие как изумруд), красочный слой и лаковое покрытие. На Руси издревле сложилась мощная реставрационная школа, сказал Святослав.

— История этой науки начинается… с раскола церкви во времена патриарха Никона, — объяснил ведущий. — Споры между противоборствующими сторонами привели к тому, что каждая ветвь настаивала на молитвах перед своими иконами. Впоследствии появились определенные мастера, которые ходили по городам и переписывали иконы на свой лад. Могли загрунтовать одну поверхность с изображением, перевернуть икону и написать другую, все зависело от фантазии и мастерства автора.

Впоследствии этих специалистов переквалифицировали в реставраторов.

Во второй части встречи Святослав рассказал о применяемых современных технологиях. Сначала мастер осматривает подрамник. В качестве материала для них используется сосна, для клинков – более твердые породы древесины — дуб или бук. Позже визуально оценивает качество полотна.

Методики, которые будут применены при реставрации произведения, должны быть утверждены Реставрационным советом. Также необходима подробная фотофиксация произведения до реставрации, в процессе и после.

Сам лектор, по признанию, по первому образованию дизайнер игрушки, и всегда предлагает коллегам современные технологии восстановления. Чаще всего, подобные ноу-хау всегда воспринимаются на ура.

Была также затронута тема нанотехнологий в реставрационной науке. По признанию лектора, западные ученые придумали множество интересных новинок. Но многие из них для русских мастеров не столь интересны и актуальны. Потому что у отечественных профи в арсенале уникальные техники и биоматериал, который не доступен иностранцам (например, осетринный клей, сваренный из плавательных пузырей рыб). Потому и разработки зарубежных коллег чаще всего, признался Святослав, вызывают улыбку у маститых русских ученых.

Также на лекции речь шла о древних и современных технологиях живописи, о внешнем виде и внутреннем строении икон, картин. Свои лекции аспирант продолжит в краеведческих музеях региона.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.