Рождество Христово

Рождество Христово не просто один из двунадесятых праздников, это второе по значимости и величию духовное торжество. «Праздников праздник» — это Пасха, Рождество Христово – это «трехдневная Пасха», за которой следуют святые дни – Зимние Святки. Предшествует ей Рождественский сочельник: день строжайшего поста и усиленных молитв. В сочельник очень значима первая вечерняя звезда, соотносимая в сознании верующих со звездой Вифлеемской, которая была вселенским знаком Рождения Спасителя мира – Сына Божиего Иисуса Христа.

С появлением на небе первой звезды разрешается символическая трапеза: кутья (сочиво) и узвар. Первая звезда преображает рождественское небо божественным сиянием и делает его чудодейственным. Перед началом Рождественского всенощного богослужения небо становится пророческим и благодатным.

В Рождественскую ночь на аналое перед молящимися икона Рождества Христова. К ней бесконечным потоком подходят верующие и прикладываются. Она – главная святыня, о чем она рассказывает?

В старые времена на Руси все, даже неграмотные, умели читать иконы. Это не картины в современном понимании, а лики, образы, действа. Они – красочные книги, глаголящие о вневременных событиях – вечных и бесконечно совершающихся. Икона Рождества Христова обладает своим божественным языком, космическими пространством и временем. Она позволяет не просто увидеть, но и ощутить энергию свершившегося чуда – Рождения Богомладенца!

Наиболее ценны старые иконы с каноническими содержанием и построением. Если внимательно всмотреться в такую икону, то пред взором предстанет Дева Мария с лежащим рядом Младенцем в белых пеленах. Пещера; вифлеемские пастухи, первыми узнавшие о рождении Сына Божиего; ангел Господень, поведавший им об этом; три волхва; животные – осел и вол. Праведный Иосиф Обручник, искушаемый старцем в козлиных одеждах (диаволом), и сцена омовения Младенца. Изображено ангельское воинство и, конечно, Вифлеемская звезда. В ее сакральном сиянии и свершается главное событие в христианской истории.

Его предсказывал пророк Исаия: «Се, Дева во чреве примет и родит сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (7,14). Сие свершалось так. Дева Мария стала супругой праведного Иосифа Обручника, понесла от Святаго Духа и пришло Ей время родить. А в ту пору, по воле римского кесаря Августа, в Иудее началась перепись населения. Супруги прибыли из Назарета в свой родной город Вифлеем, чтобы участвовать в ней. Ни в домах, ни в гостинице им не нашлось места, и они укрылись за городом, в пещере для скота. Там Дева Мария безболезненно родила Сына, спеленала Его и положила в ясли, куда кладут корм животным.

Вскоре в пещеру пришли пастухи и поклонились Новорожденному, а вслед за ними пожаловали и звездославцы-волхвы: Мельхиор, Гаспар и Валтазар. Их к пещере привела вспыхнувшая на небе огромнейшая, ярчайшая звезда. Искали они Младенца по воле иудейского царя Ирода, пожелавшего уничтожить Его. Увидев Мать и Ребенка, волхвы удивились чудесному сиянию, исходившему от яслей, и поняли, кто Он, и поклонились Ему и Матери Его. Подарили: золото – знак Царской власти, ладан – знак Божественной власти, смирну – как смертному Человеку. И ушли волхвы, царю Ироду Его не выдали, а благую весть о Его Рождении понесли по всей земле.

Если углубиться в чтение древнейших русских летописей, то можно узнать, каким торжеством было Рождество на Руси с первых лет христианства!

Культ Иисуса Христа – умирающего на кресте и воскресшего Бога – был с древности традиционным, а день Его Рождения – величайшим!

Начало января – время удлинения светового дня, но «в январе растет день – растет и холод». Солнце же поднимается все выше и выше, а на Рождество — радостно играет! Начиная с вечера в сочельник поют колядки и славят Христа и Пресвятую Богородицу. Святки продолжаются до Крещенского сочельника – до 18 января.

Татьяна АБРАМОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.