Рукописи не горят, а живопись бессмертна

На мягких лапках, определенно по-хозяйски, обходил территорию выставочного зала музея «Дом А. Алябьева» большой черный кот. То ли недовольство, то ли недоумение отчетливо читалось в его больших желтых глазах. Временами даже казалось, что с явной тоской поглядывает он на стоящий в центре помещения примус. Не шалю, никого не трогаю, извольте… Словно застыли во времени, ожидая прихода своего хозяина, большое резное кресло, цилиндр и трость. Словно из воздуха в пространстве материализовался клетчатый, прогремел марш!

Таким весьма необычным способом возвестил о своем очередном и долгожданном приезде в Пятигорск известный московский художник кино Сергей Филенко, прибывший со своей новой выставочной программой «За мной, читатель», подготовленной по мотивам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Уникальная серия графических картин была специально подготовлена к 125-летию со дня рождения писателя.

Словно рука об руку с Михаилом Афанасьевичем, Сергей Филенко с проворной легкостью буквально с первых минут сумел погрузить зрителя в таинственный мир одного из самых загадочных и мистических произведений XX столетия. Извечной повести о добре и зле, вере и надежде, человеческих пороках и алчности, смысле жизни и бесконечной, всепоглощающей любви, не страшащейся даже смерти.

Безусловно, Булгаков у каждого свой. К его произведениям можно относиться с интересом или любовь, опаской и недоверием, но, совершенно определенно, не с равнодушием. В своих работах Филенко попытался отразить свое, абсолютно особое отношение к данному роману, а каждый штрих и изгиб графита совершенно и органично переплелся с текстом «Мастера и Маргариты», соединившись в художественное целое. Мысленно зритель прогулялся по старой Москве, тихонько посидел на лавочке у Патриарших, своими собственными глазами увидел трагическую развязку жизни Михаила Александровича Берлиоза, пронесся с сумасшедшей скоростью по ночной столице на метле, взглянул в удивительно глубокие, красивые, но такие печальные глаза Маргариты.

И ведь далеко не праздная случайность привела столичного художника именно к нам в Пятигорск. Долгожданная встреча картин по мотивам мистического произведения была предначертана в далеком прошлом. Спустя пять лет, с момента посещения нашего города Михаилом Афанасьевичем, в октябре 1924 года он напишет:

— Как-то ночью, в 1919 году, глухой осенью, едучи в расхлебанном поезде, при свете свечки, вставленной в бутылку из-под керосина, написал первый маленький рассказ. В городе, в который затащил меня поезд, отнес рассказ в редакцию газеты. Там его напечатали.

— Два очень мощных вида искусства – литература и живопись — сегодня вдруг стали одним целым, — поделился своими мыслями о выставке доктор филологических наук, профессор Вячеслав Шульженко.

— При взгляде на эти картины возникает чувство второго прочтения романа, открывается зрителю новый код к расшифровке знаменитого и загадочного произведения. И, безусловно, для каждого, кто увидел эти работы воочию, Булгаков навсегда останется таким, каким его когда-то увидел Сергей Филенко.

По признанию самого автора картин, писались они не год и не два. Работа по созданию проекта длилась на протяжении порядка двадцати лет. Приступал к написанию того или иного произведения он только после большого всплеска эмоций и вдохновения. Случались в творческом процессе и мистические случайности, некоторые из которых до сих пор заставляют Сергея Филенко серьезно задуматься над вечными вопросами жизни и смерти.

Сергей Филенко – участник художественных выставок в Москве, Санкт-Петербурге, Париже, Кемпере, Амстердаме. Качество его работ позволяет постоянно использовать их в экспозициях Музея-заповедника М. Ю. Лермонтова. В знак благодарности перед долгим и плодотворным сотрудничеством его директор Ирина Сафарова по решению Российского Лермонтовского комитета преподнесла Филенко юбилейную медаль.

Неизменно его картины притягивает душу и взгляд. Его работы завораживают, с некоторыми действительно не хочется расставаться. Поклонники его таланта говорят: он оригинален в своем творчестве – не потому, что никого не повторяет, а потому, что повторить его невозможно. Создает удивительный мир так, как понимает его сам, мыслитель и мастер в одном лице.

Графика Сергея Филенко выполнена в смешанной технике: темпер, акварель и тушь по белой бумаге. Есть у художника и свои секреты: работы его всегда загадочны, и реальность в них как будто подернута дымкой. А может быть, никакой тайны здесь нет, просто перед нами то, что всегда называлось искусством?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.