Русская классика сквозь призму духовности

Каждый человек, получивший образование в советских или российских школах, знаком с классическими произведениями, навсегда вписанными в золотой литературный запас, созданными такими гениями, как Александр Пушкин, Михаил Лермонтов и др. Казалось бы, о творчестве этих авторов уже известно все, герои их обозначены конкретными устоявшимися образами, тексты разобраны на цитаты. Однако есть люди, которые не согласны с традиционной трактовкой нашей классики и считают, что в данном вопросе нужен другой подход. Так, на днях филолог-языковед, писатель, директор православного центра во имя св. Луки (Войно-Ясинецкого), редактор журнала «Живое слово» Василий Ирзабеков прочел в Пятигорске авторскую лекцию для старшеклассников, студентов вузов и ссузов города, а также преподавателей. Тема выступления — «Евангелие в классической русской литературе».

Свое выступление Василий Ирзабеков начал с того, что по его глубокой убежденности нельзя преподавать данный предмет в XXI веке так же, как в XX. ведь тогда при составлении учебных программ, не учитывалось Евангелие. А ведь вера, русский язык и литература связаны.

— Поэты и писатели, такие как М.Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин и другие, были людьми верующими и писали для верующих, — отметил В. Ирзабеков. -Поэтому трактовать их произведения через призму духовной морали — все равно что снять с них только верхний только слой и не познать всю глубину.

Лектор подчеркнул, что речь идет как об авторских произведениях, сказках, так и о народных. В качестве примера он привел «Курочку Рябу», над трактовкой которой работал долгое время, и пришел к выводу, что это ни что иное как пасхальная притча о воскрешении Иисуса Христа. «Если подходить с точки зрения формальности к сюжету этой сказки, то получается просто абсурд», — считает В. Ирзабеков и утверждает, что Александр Пушкин в своей «Сказке о рыбаке и рыбке» также говорил о жизни Христа.

В лекции было затронуто еще одно произведение А. С. Пушкина – поэма «Евгений Онегин», которую называют «энциклопедией русской жизни». Василий Ирзабеков считает, что понять его без священного писания невозможно.

 — Мы в школе привыкли слышать штамп: дескать, Евгений Онегин – лишний человек, — рассказал автор лекции. – Но у Бога нет лишних людей. Евгения Онегина можно назвать страшным – это да. Страшны его поступки, ведь главный герой из главы в главу одну за другой нарушает заповеди Христовы. Вот о чем роман, в этом его мораль. Я считаю, что сейчас он даже более актуален, чем для современников А. С. Пушкина.

В подтверждении своих слов В. Ирзабеков зачитал наизусть отрывки из начала поэмы, где говорится о том, что Онегина воспитал француз месье Лябер, который не докучал мальчику моралью строгой. «А бывает нестрогая мораль? Она или есть, или ее нет. Это заповеди Христовы», — утверждает Василий Ирзабеков.

В ходе мероприятия, которое прошло в режиме оживленного диалога, Василий Давыдович рассказал о глубоком смысле, вложенном авторами в стихотворение «Парус» М. Ю. Лермонтова, которое, по убеждению лектора, о самой большой трагедии человечества – потери рая.

Он также обратил внимание присутствующих не только на русскую, но и на советскую литературу. В частности, на творчество Максима Горького, который был крещеным человеком и воспитывался набожной бабушкой, что наложило отпечаток на его характер.

Обо всем этом и многом другом в своем выступлении рассказал аудитории гость. Курс «Евангелие и русская литература» В. Ирзабекова включает в себя 47 авторских лекций. С 1 по 16 октября он ездит по всему СКФО. Тему для его выступления заранее имеет возможность выбрать аудитория. В ноябре прошлого года вышла его пятая книга о русском языке, изданная Советом Патриархии России. Она называется «Взломанный код» и представляет собой анализ народных и авторских сказок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.