Симфонический сюрприз на «Перекрестках»

В Концертном зале имени В. И. Сафонова в Кисловодске состоялось уникальное для последних лет событие в культурной жизни региона — здесь прошел концерт Государственного академического симфонического оркестра России имени Е. Ф. Светланова.
Лет двадцать назад, когда в летних сезонах в Кисловодске участвовали крупнейшие коллективы страны, приезжал и данный Госоркестр, ставший всемирно знаменитым именно благодаря Евгению Светланову и получивший его имя в 2005 году. Сегодня коллективом из ста десяти человек руководит главный дирижер, народный артист России Марк Горенштейн, начавший карьеру в качестве скрипача в оркестрах Большого театра и имени
Е. Светланова. Окончив дирижерский факультет Новосибирской консерватории, Марк Борисович работал в симфонических оркестрах Будапешта, южнокорейского Пусана, в созданном им в
1993-м Государственном симфоническом оркестре «Молодая Россия».
В 2002 году Горенштейн был назначен художественным руководителем и главным дирижером Госоркестра имени Е. Светланова. Придя в прославленный коллектив после сложного периода в его более чем семидесятилетней истории, в котором на тот момент было открыто 25 вакансий, что неприемлемо для оркестра такого уровня, Марк Борисович задался целью возродить его былую славу. Как это удалось, он рассказал во время пресс-конференции за несколько минут перед концертом. По словам Марка Горенштейна, главный рецепт успеха любого коллектива — умная диктатура его первого лица. «Когда люди понимают, ради чего они находятся на своем месте, понимают, почему дирижер требует то или иное, осознают, что делают общее дело и только благодаря им оно будет успешным, — тогда жесткость и требовательность оправданы, — считает Марк Борисович. — А диктатура ради диктатуры ведет в тупик. Дирижеры всех великих оркестров мира — диктаторы».
Сегодня в оркестре имени Евгения Светланова работает значительное число молодых музыкантов. Марк Горенштейн уверен, что легче научить молодежь, чем переучивать мастеров старшего возраста, привычки которых сработают в самый неподходящий момент. Однако он не отказывается и от них, если их представления о работе не расходятся с его собственными. Впрочем, и молодым, не особенно усердным, иногда приходится покидать коллектив. «Оркестр — живой организм, требующий постоянной работы, ни в коем случае нельзя почивать на лаврах, — говорит Горенштейн. — У каждого дирижера есть свое представление о том, как должен играть его оркестр. И всегда, каким бы знаменитым и именитым ни был коллектив, у него есть слабые места, требующие укрепления. Уверяю, чем выше по уровню оркестр, тем больше у него слабых мест». А чтобы музыканты были в постоянном творческом тонусе, в оркестре регулярно проводится аттестация. Недавнюю с успехом прошел и единственный ставропольский артист коллектива, бывший солист детской филармонии при Госфилармонии на Кавминводах скрипач Андрей Сигеда. «Замечательный музыкант и хороший человек, я такие слова редко говорю, так что можете мне верить», — сказал о нем Марк Борисович. Сегодня, помимо работы в оркестре имени Е. Светланова, Горенштейн занимается проектом администрации Президента РФ — организацией молодежного оркестра СНГ, для чего ездит по странам Содружества в поисках молодых и талантливых музыкантов.
Что касается проекта, в рамках которого оркестр имени Е. Светланова выступил на Кавминводах, то, как рассказала во время пресс-конференции начальник отдела музыкального искусства Министерства культуры России Татьяна Камышева, в связи с прекращением деятельности в 90-х годах центральных гастрольных организаций, вроде Госконцерта, в 2003 году было принято решение о создании в Московской филармонии дирекции концертных программ. Ее детище — всероссийские филармонические сезоны, за шесть лет работы которых состоялось уже более трех тысяч концертов. По словам координатора региональных проектов Московской государственной академической филармонии Оль

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.