Синтез прекрасной поэзии и музыки

В доме Алябьева состоялся концерт заслуженной артистки РФ, солистки Ставропольского краевого театра оперетты Ирины Комленко. В ее исполнении прозвучали старинные и современные русские романсы.

Во вступительном слове было отмечено, что русскому романсу уже более двух веков. Это особенный жанр в истории музыкальной культуры, в рамках которого создано большое количество прекрасных лирических произведений. Романс возник как светская песня и всегда был отражением тайн русской души. В каких-то произведениях представлены воспоминания героев, в каких-то мечты. Но романтическая песня – это всегда разговор о сокровенном, о недостижимом идеале или дерзкой попытке его покорить. Русский романс писали, и профессиональные композиторы, и любители. Его можно было услышать в музыкальных салонах и на пленэре среди солдат. Русский романс всегда отличал исповедальный характер, а так же синтез прекрасной поэзии и музыки. На сегодняшний день, наверное, не найдется ни одного человека, который не смог бы напеть свое любимое произведение этого жанра. Музыка русского романса легко запоминается и ложится на слух.

— Я очень люблю романсы. Это самые эмоциональные музыкальные произведения, которые можно и нужно подвергать театрализации, — отметила солистка И. Комленко. — В моем исполнении для пятигорчан уже показано несколько концертных программ, в репертуар которых включены эти произведения. Так с романсами у нас есть концерты, посвященные М.Ю. Лермонтову, А.С. Пушкину, А.А. Алябьеву, М.А. Булгакову. Есть очень интересная программа, где мы поем только о цветах. Эти песни мы планируем исполнить уже весной.

В начале концерта спели романс К. Листова «Я помню вальса звук прелестный», описывающий картину встречи героя с его первой любовью. В композициях продолживших вечер были воспеты, и чувственный образ возлюбленной, и его противоречивость. Этой теме были посвящены романс П. Фальбинова «Как хороши те очи» и музыкальное произведение А. Кашевского «Капризная, упрямая». Внимание зала привлекли известные песни Н. Зубова «Не уходи, побудь со мною» и «Под чарующей лаской твоею». Слова этих романсов подпевали сидящие в зале.

Русский романс, который почему-то называют старинным жанром пленяет и сегодня слушателей своим лирическим настроением и правдивостью чувств. Сколько в нем душевного тепла и обаяния, мелодичности и эмоциональной взволнованности. Он всегда находил путь к человеческим сердцам. Во второй части концерта прозвучали шедевры Б. Фомина «Изумруд», «Эй друг, гитара» и «Твои глаза зеленые». Темой текстов является любовное переживание, от нежности до страсти. Не случайно в песнях Б. Фомина, а затем и С. Покраса выявлены цыганские корни. Романсы были показаны с необходимой театрализацией, аппелирующей к цыганской музыкальной культуре. Считается, что русский шансон развился в том числе под влиянием цыганского романса, переняв от него высокую драматичность и некоторые особенности исполнения.

В последней части концерта прозвучали современные русские романсы конца XX века. Именно эти произведения подчеркнули их популярный, народный характер. Они исполнялись на теплых дружеских вечерах и за столом. В это время романсы сопровождали кадры из известных кинофильмов и от того стали еще более любимыми. В программе прозвучали произведения Б. Окуджавы, А. Петрова, И. Шварца и В. Баснера. Философское содержание, а также соответствие их высоким эстетическим идеалам ставит эти мелодии на планку недосягаемых шедевров. Присутствовавшие с великой душевной радостью услышали знакомые «Дождик осенний», «Белой акации гроздья душистые», «Только раз бывает в жизни встреча» и «Любовь – волшебная страна».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.