Соединенье двух веков…

На Кавказских Минеральных Водах зажегся одиннадцатый «цветаевский костер». Так, в Государственном музее-заповеднике М. Ю. Лермонтова отметили международную акцию «Ночь искусств».

Впервые за 11 лет вечер, посвященный памяти Марины Цветаевой, состоялся на основной усадьбе Лермонтовского музея. Традиционно «цветаевские костры» в Пятигорске сооружались на территории, прилегающей к Дому Алябьева. Под «аккомпанемент» потрескивающих поленьев звучали романсы на слова Цветаевой, строки из ее произведений и посвященные мятежной Марине современными поэтами. Особенно трогательно воспринималось поэтическое слово рядом с Домиком под камышовой кровлей, где написал свои последние стихи и откуда ушел в вечность сам Михаил Лермонтов. В волшебный морозный вечер ноября 2019 года здесь соединились два блистательных века русской литературы — Золотой и Серебряный.

Открыл программу вокальный ансамбль «Браво» из детской школы искусств имени В. И. Сафонова Пятигорска (художественный руководитель Анна Саакова) композицией на стихи Лермонтова «Ангел». Почетное право зажечь костер предоставили Ирине Сафаровой, директору музея. Искры костра тут же взмыли в небо и превратились в яркие звезды, осветившие лица любителей поэзии. Сам огонь обогревал души пришедших в эту волшебную ночь в Лермонтовский музей.

Пронзительный мини-спектакль по стихам Цветаевой представили артисты Ставропольского государственного театра оперетты (режиссер — Алексей Яковлев). Стихи Марины читали гости из Москвы и Санкт-Петербуга, а авторские произведения — представители кавминводских литобъединений. Ярким выступлением программу завершил руководитель театра поэзии «Кредо» Николай Прокопец, предложивший публике произведения еще одного ярчайшего представителя Серебряного века — Александра Блока. А сотрудники музея раздали свечи, и каждый смог взять на память искорки «цветаевского костра», чтобы сохранить их до следующей осени.

 

Традиция «цветаевских костров» зародилась на берегу Оки в 1896 году. Тогда в день рождения великого русского поэта Марины Цветаевой (1892—1941) городские власти не пустили любителей поэзии в местный Дом культуры и те отправились в ближайший лес, где разожгли костер, читали стихи и пели песни на слова Цветаевой. Эти костры распространились затем по всем континентам. Сейчас их уже более 40. Пятигорский зажегся от маленького уголька, который из немецкого города Людвигсбурга привезла известный бард Наталья Петрова. С того времени «цветаевские костры» стали неотъемлемой частью культурной жизни Кавминвод.

Из первых уст

 

Анна Саакова, композитор, педагог Детской школы искусств № 1 имени В. И. Сафонова: «Как и многие представители моего поколения, я открыла для себя мир стихов Марины Цветаевой в юности, когда на прилавках книжных магазинов не было ни одного цветаевского сборника. Мы с подругами нашли их у одной пожилой дамы и переписывали от руки из тетрадки с пожелтевшими листами… Этот процесс доставлял нам величайшее наслаждение, как будто рукописные строки, как послание близкого человека, были адресованы лично нам… 11 лет назад, еще в преддверии первого «цветаевского костра» в нашем регионе, были сомнения, приживется ли идея в лермонтовском Пятигорске? Огромное спасибо служителям музея за то, что откликнулись и разрешили проводить эти поэтические акции не где-то на Поляне песен, а именно на территории Лермонтовского музея… Пока люди будут ждать, любить и верить, они будут искать этот свет в ночи, чтобы отогреться поэзией Марины Цветаевой…».

 

Ирина Сафарова, директор Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова: «Творческая судьба Марины Цветаевой не связана с нашим регионом. Когда десять лет назад мы впервые зажгли «цветаевский костер», не были уверены, что идея будет иметь продолжение. Однако столько людей ее поддержали, столько последователей творчества Цветаевой среди местных поэтов! А ее поклонники уже берут уголек от нашего костра и передают его дальше. Так, «цветаевский костер» из Пятигорска с легкой руки исследователя творчества Марины Цветаевой профессора Вячеслава Головко в этом году разгорится в Ставрополе. Самой мне, честно говоря, как личность и женщина ближе Анна Ахматова. Цветаева для меня просто недосягаема, как космос. Но перед гением этого великого поэта не преклоняться невозможно!».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.